Далее авторский текст.
Обычно, когда путешествуешь по Чукотке и хочешь познакомиться с жизнью и бытом чукчей перед тобой встаёт дилемма: морзверобои или оленеводы? Первые живут на побережье к ним проще попасть, вторые в тундре, следовательно попасть к ним сложнее. Но как в том шампуне, в этом году у меня получилось 2 в одном: и у морзверобоев побывать и к оленеводам съездить.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Это про мою встречу с оленеводами. В оленеводческой бригаде девочка сломала руку. Привезти её должны на побережье Мечигменской губы, куда заодно и перекочует стадо. Мы с лоринсикими охотниками едем к оленеводам.
Стадо северного оленя.
Караулить стадо мальчики начинают лет с 7-8 лет.
Стадо подкочевало раньше, чем приехал вездеход с врачом и девочкой из бригады. Пока ждём вездеход оленеводы готовятся к забою оленей.
Бригадир Вальтагин (в центре) вместе с директором оленеводческого хозяйства Владимиром Пелетагиным высматривают подходящего вылинявшего кастрата для забоя.
К августу у оленей закончится линька и определённое количество оленей будет забито на шкуры. Из августовских шкур шьют меховую одежду для оленеводов.
Высмотрев подходящего оленя пастух ловит его арканом (чаатом). Оленеводство, не смотря на развитие прогресса, в большей степени, чем морзверобойный промысел, носит черты традиционности. Из "новшеств", только материал аркана - верёвка. Хотя пользуются и кожаными арканами, но они менее практичны.
Заарканив оленя, несколько человек его держат за рога.
Один из оленеводов бьёт два раза оленя в левый бок, в сердце.
Через несколько секунд олень оседает, а через минуту испускает дух. Может показаться странным, но это самый гуманный способ забоя оленя. К примеру, ненцы, приезжавшие как-то на фестиваль оленеводов на Чукотку, показывали свои навыки по "работе" с оленями. После заарканивания они начали умерщвлять оленя при помощи удушения верёвками. Наши чукчи, несколько секунд смотрели на это "варварство", потом подошли и пырнули ножом. Чтобы олень не мучился.
После того, как олень "уснул", под него кладут несколько ивовых веточек и "поят" водой: сначала рану, потом губы. Этот обряд совершается и при добыче диких животных.
Сразу после этого приступают к разделке. Начинают с камуса (шкуры на ногах).
Шкуру от тела отделяют резкими ударами кулака.
Разделка, как и сто и четыреста лет назад, производится исключительно ножом, без топора. Топор вообще никогда не применяется чукчами при работе с мясом. Большие кости вывариваются целиком.
Шкуру растягивают для просушки и на неё обязательно кладут голову оленя. Сколько не спрашивал для чего это делается никто не может ответить. Традиция! Чуть позже, когда с разделкой покончено, будет съеден мозг, глаза и ноздри. Это считается деликатесом. Глаз надрезают и высасывают. По своей структуре он желеобразный.
Рога очищают от тонкой шкуры, которая тоже идёт в пищу. Её обжаривают в костре и едят нарезав на маленькие кусочки, так же как и губы.
Единственно правильный способ приготовления оленины - варка.
Пока варится оленина мы пытаемся произвести просчёт стада. Но олени напуганы оводом и ведут себя беспокойно.
Олени с жёлтыми бирками были зимой перегнаны из другого оленеводческого хозяйства для "разбавления" крови. На Чукотке только одно хозяйство имеет статус племенного.
Как и любое животное олень обожает соль. Не часто им доводится выходить к морской воде, но раз уж вышли обязательно нужно сделать несколько глотков.
Оленина варится не долго. И вскоре все участники поездки и оленеводы приступают к трапезе.
Вездеход еще не пришёл, поэтому можно устроить небольшое соревнование-тренировку. Почти всегда бросать аркан на рога будут два и больше человек. Одному тренироваться не интересно. За тренировкой оленеводов наблюдает их сверстник-морзверобой Гриша. Для него оленеводство не в диковинку конечно, но это совершенно другой мир, где он почти беспомощен. Так же как и для оленевода море.
Вездеход слышно издалека. Чукотский вездеход, подобен индийскому автобусу. В нём и на нём есть кажется всё.
А вот и героиня со сломанной рукой. За 2 часа, что мы обратно ехали на лодке она не произнесла ни слова о том что ей не удобно или больно.
Производственное совещание директора оленеводческого хозяйства и оленеводов. После того как мы уедем, несколько месяцев оленеводы снова будут жить в автономке.
Будущий оленевод.