Трассу М-54 от Ермаковского до Кызыла недаром называют «дорогой смерти» - информагентства едва ли не ежедневно сообщают о ДТП с летальным исходом в тех местах.
Это направление легким не назовешь: дорога изобилует крутыми поворотами, головокружительными подъемами и спусками. Гораздо опасней там ездить зимой: местами есть риск сорваться в пропасть, заглядевшись на красоты природного парка Ергаки. «Руль сжимаем до боли в костяшках», - полушутя говорят водители, для которых этот участок М-54 стал родным. Недаром на границе с соседней Тывой стоит жертвенник, где путешествующие на автомобиле оставляют «профильному Богу» монетку, дабы последний оберегал их на всем пути следования.
Шушенец Сергей Вермилечев в свои 25 лет все хитросплетения этой дороги знает наизусть. Последние годы нередко приходится мотаться по делам рабочим в соседний Кызыл. Вот и в ночь на 19 марта он привычно возвращался в родное Шушенское. Погодные условия, правда, и для опытного рулевого хуже не придумаешь - скользкая дорога вкупе с метелью.
- Ехал «низенько-низенько» - 30-40 километров в час. Думал, скорей бы «полка». А там - и спуск с перевала, за которым до дома рукой подать, - вспоминает Сергей.
Вскоре фары высветили въезд в долгожданную противолавинную галерею, которую в простонародье из-за внешнего сходства давно прозвали «полкой». До нее оставалось метров пятьдесят…
Дальше события развивались с чудовищной скоростью.
- Неведомая сила потащила «четырку» (ВАЗ-2114 – прим. авт.) вправо. Мелькнуло в голове: «Там же пропасть!». Вся жизнь пронеслась перед глазами. Машина кубарем по склону летела на дно бездны, – с дрожью в голосе рассказывает пострадавший.
В тот момент, вероятно, за дело взялся ангел-хранитель Сергея, посчитав, что в 25 лет уходить ему из этой жизни еще рановато.
- Сейчас уже не помню, как меня выкинуло из салона: не то через лобовое стекло, не то через открытую дверь. Каким-то чудом я удержался на выступе склона, а «тачка» кувыркалась дальше во тьму.
В одних носках (ботинки слетели) и свитере, в метель и в два часа ночи, с ушибами и рваными ранами он вскарабкался наверх. Сколько времени у него занял подъем, сказать теперь не может. Наверху в это время орудовала дорожная техника, расчищая трассу от снежной лавины. У дорожников, увидевших израненного босого парня, бредущего по обочине, глаза полезли на лоб. Потом и спасатели подоспели. По словам Сергея, они и думать не могли, что лавина сбросила в пропасть автомобиль. Дескать, утром бы посмотрели, что да как…
- Слава Богу, сам живой остался, - говорит Серега. – Но чертовски жалко «железяку», она три месяца как из салона. С большим трудом мне досталась… Возникают вопросы к тем, кто отвечает за безопасность участка трассы: почему, к примеру, в таком оживленном месте не проводили искусственных сходов лавины, и кто должен следить за этим? Неужели виноватых, как это нередко бывает, нет?
На следующий день к машине на веревке спускался отец Сергея Владимир. Кто-то, как он уверяет, успел «Ладу», лежащую на дне пропасти, «с пристрастием досмотреть». Выкрутили даже топливный насос. Запчасть недешевая и кому-то, видимо, очень нужная.
Вермилечев уже поставил свечку в церкви ангелу-хранителю: - Видно, на этой Земле еще не все сделал, потому что в таких авариях не выживают.