Это список мог быть бесконечным, но в десятку помещается ровно 10 позиций. В данном обзоре представлены 10 наиболее редких, удивительных и, в какой-то степени, парадоксальных из современных военных объектов.
Например, место, где хранятся в консервации летательные аппараты первых по численности ВВС в мире – более 4400 единиц авиационной и ракетно-космической техники расставлены ровными рядами посреди аризонской пустыни. Словно терракотовые воины из гробницы Цинь Шихуанди, самолеты застыли в ожидании своего часа Х.
Гигантское хранилище авиатехники под открытым небом
Это не что иное, как авиабаза Дэвис-Монтан, место дислокации 309-й группы по ремонту и обслуживанию аэрокосмической техники ВВС США (309th AMARG). Каждая «мумия» хранящегося здесь самолета заботливо обернута пластиковой пленкой, внутренности аккуратно удалены – списанная авиатехника служит объектом «каннибализации» и источником запчастей для строевых машин.
В ангарах Дэвис-Монтан кипит серьезная работа – устаревшие «Фэлкэны» и «Фантомы» преобразуются в беспилотные дроны и воздушные мишени QF-4 и QF-16. Специалисты по «авиационной археологии» скрупулезно ковыряются в остатках старых машин, наиболее «свежие» образцы отбираются для последующей модернизации и продажи в третьи страны.
Авиабаза является источником немалых доходов – по оценкам Пентагона, каждый вложенный сюда доллар приносит 11 долларов прибыли. А сами фантастические пейзажи Дэвис-Монтан пользуются большим спросом у режиссеров Голливуда («Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо»).
Сиачен
Самый высокогорный в мире театр боевых действий, расположенный на теле ледника Сиачен (горная система Каракорум, Гималаи). Главная опасность этих мест – 6000 метров высоты над уровнем моря, согласно скупой статистике, 95% военнослужащих, погибших на леднике Сиачен, стали жертвами невыносимых природно-климатических условий в этом царстве обжигающего мороза и разряженного воздуха.
Здесь не растет даже трава, но два непримиримых противника продолжают свое безумное противостояние на предельной высоте. Счет потерь военнослужащих Индии и Пакистана уже идет на многие тысячи; люди массово гибнут при сходах лавин, тысячами получают обморожения, задыхаются и пропадают без вести в бездонных пропастях ледника.
Четверть века назад здесь произошло настоящее ледовое побоище, и большая часть ледника Сиачен перешла под контроль Индии. Ведение боевых действий в столь экстремальных условиях ежегодно высасывает по 300 млн. долларов из индийской казны, но индусы продолжают упрямо теснить противника. К настоящему времени индийский укрепрайон располагает порядка 150 заставами – самые высокогорные блокпосты располагаются на высотах до 7 километров. Страх и ледяной ужас.
Самая высокогорная в мире вертолетная база. 6400 метров над уровнем моря.
HAARP
Научно-исследовательский проект HAARP не обделен вниманием со стороны различных конспирологов, шизофреников и прочих излишне впечатлительных граждан, видящих в странной конструкции климатическое, геофизическое или психотронное оружие.
Официально, High Frequency Active Auroral Research Program – программа по изучению ионосферы Земли с помощью высокочастотного излучения. Размах программы грандиозен: на полигоне ВВС США Гакона (шт. Аляска) был построен целый комплекс, состоящий из 180 радиоантенн, размещенных на площади 13 гектаров. Антенное поле дополняет радар некогерентного излучения с длиной волны 20 метров, набор лазерных локаторов (лидаров), магнитометры и мощный вычислительный центр.
Заявленная мощность излучения HAARP – 3,6 мегаватт, питание объекта обеспечивает газовая электростанция и шесть дополнительных дизель-генераторов.
Мощный инструмент позволяет стимулировать отдельные участки ионосферы, подобно всполохам полярных сияний. Официально – для изучения природы ионосферы, решения прикладных задач радиосвязи на длинных волнах и т.п. невинных шуток с природой.
Однако, финансирование по статьям Пентагона и глухая завеса секретности вокруг HAARP позволяют усомниться в истинном предназначении американского «плазмагана». По мнению российских экспертов, HAARP предназначен для нарушения радиосвязи и радионавигации в любом выбранном районе Земли. С помощью HAARP можно выводить из строя аппаратуру морских и воздушных судов, сжигать радиоэлектронную начинку космических аппаратов. Также, не исключена возможность манипулирования погодой в глобальном масштабе.
Критики конспирологических теорий, напротив, ссылаются на ничтожность энергетических возможностей HAARP – энергия процессов в земной ионосфере (например, под воздействием «солнечного ветра») превосходит заявленную мощность антенн американской установки на несколько порядков.
Всемирная истерия вокруг секретной базы на Аляске завершилась неожиданным образом – в мае 2013 года, в связи с сокращением финансирования, было объявлено о прекращении проекта HAARP.
SBX (Sea-Based X-band Radar)
Странная конструкция – не что иное, как морская самоходная радиолокационная база, построенная в рамках программы противоракетной обороны США. Номинально, SBX приписана к порту Адах на Аляске, однако на сегодняшний день радарная платформа там ни разу не появилсь. Вместо этого, SBX курсирует в Тихом океане, где выполняет задачи ПРО.
SBX построена на базе полупогруженной нефтяной платформы CS-50. Длина установки - 116 метров. Высота от киля до вершины обтекателя РЛС – 85 метров (с 25-этажный дом!). Водоизмещение – около 50 000 тонн. Платформа способна самостоятельно перемещаться на короткие расстояния – она оснащена шестью 12-цилиндровыми дизель-генераторами Caterpillar мощностью по 5000 л.с. каждый.
Главная интрига скрывается внутри – под белым кожухом находится гигантский радиолокатор с активной ФАР площадью 384 кв. метра! Радар работает в X-диапазоне, излучая импульсы с длиной волны от 3,75 до 2,5 см. Потребляемая мощность АФАР SBX оценивается в 1 мегаватт.
Сообщается, что зоркая станция способна «разглядеть» боеголовку северокорейской баллистической ракеты с дистанции 2000 км, а уникальная мобильность SBX позволяет развернуть радарную установку ПРО в любом уголке Мирового океана.
Норфолк
«Гавань тысячи кораблей». Крупнейшая в мире военно-морская база, чьи бесчисленные причалы и пристани протянулись на 17 километров вдоль побережья Атлантики.
Сотрудники ГВМБ (главная ВМБ) Норфолк обеспечивают более 3000 морских операций в год, связанных со встречей, швартовкой и отчаливанием кораблей и судов из десятков стран мира. Каждые шесть минут с аэродрома Naval Station Norfolk поднимается в воздух или заходит на посадку воздушное судно – самолеты Командования воздушных перевозок и зафрахтованные лайнеры частных авиакомпаний ежегодно перевозят 150 000 пассажиров и доставляют 260 000 тонн почты и различных грузов, необходимых для функционирования базы.
Норфолк – главная база Атлантического флота ВМС США, отсюда обеспечивается проведение операций в Атлантике, Средиземном море и Индийском океане. Помимо многочисленных причалов с погрузочно-разгрузочными средствами, складов, арсеналов и нефтехранилищ, Норфолк обладает солидной инфраструктурой для обслуживания и ремонта морской техники. Поблизости от базы расположено 8 судостроительных и судоремонтных заводов с семью сухими и тремя плавучими доками, а также 16 слипами – наклонными береговыми площадками для спуска судов со стапеля или их подъема из воды с помощью рельсовых тележек.
Площадь акватории военно-морской базы и порта достигает 26 кв. километров. Глубина проходов фарватеров 13-14 метров, что позволяет обеспечить базирование кораблей всех существующих классов.
В настоящий момент ВМБ Норфолк является базой приписки для 75 боевых кораблей ВМС США, в том числе: пяти атомных авианосцев типа «Нимитц», девяти десантных вертолетоносцев, 29 ракетных крейсеров и эсминцев, а также шести атомных субмарин и 15 судов Командования морских перевозок.
Балаклава
Еще один пример на военно-морскую тематику - секретное противоатомное укрытие для советских подлодок, официально известное, как Объект 825ГТС.
В начале 1950-х годов руководство СССР приняло решение о постройке сверхзащищенного пункта базирования подводных лодок. В случае, если ВВС США удастся нанести ядерный удар по советским городам, прекратив тем самым существование Советского Союза, праздничный банкет в Белом доме будет продолжаться недолго – из под подножия горы Таврос (Балаклава, Крым) выползут 7 «мстителей ада» с ядерными торпедами на борту, и отправятся с ответным визитом к берегам Европы и Северной Америки.
Подземный комплекс строился 8 лет – с 1953 по 1961 год. Работы осложняла строжайшая секретность – вывоз выработанного из штолен грунта производился глубокой ночью, на баржах в открытое море. Всего, таким образом, удалось вывезти 120 тыс. тонн породы. Укрытие класса «А», способное выдержать прямое попадание боеголовки мощностью 100 кт.
Дополнительным условием безопасности подземной базы была скрытность – входы в штольни искусно закрывались маскировочными сетями, при необходимости блокировались плавучими гидротехническими затворами массой 150 тонн.
К настоящему времени объект во многом утратил свое значение – габариты современных атомоходов не позволяют им пройти внутри штольни. Десять лет назад, на месте бывшей подземной базы подводных лодок был организован Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов судоремонтного завода и ядерный арсенал, где хранились торпеды и боеголовки. Отечественные и иностранные туристы из Европы, США и других стран называют подземную базу «чудом инженерной мысли».
Авиабаза Эдвардс
Янки гамбургерами не корми, лишь дай поставить какой-нибудь рекорд. А для установления рекордов идеально подходит дно высохшего соляного озера Роджерс (Калифорния).
Здесь в 1932 году был построен специализированный испытательный комплекс ВВС, впоследствии ставший Центром летных испытаний Эдвардс. Янки расчистили дно высохшего озера, начертив на его гладкой, как стол, поверхности 13 взлетно-посадочных полос невероятной длины. Главной достопримечательностью стала ВПП 18/36 (L, C и R) – самая длинная в мире полоса с размерами 12 000 х 290 метров.
В годы Второй мировой, на авиабазе Эдвардс испытывались реактивные Bell XP-59A «Эйракомет» и немецкие трофейные Фау-2. В 1959 году был построен 6-километровый рельсовый трек для испытания катапультируемых кресел и баллистических ракет «Поларис». В ходе одного из «заездов» ракетные сани разогнались до 3,3 скорости звука, после чего сошли с рельсов и разбились.
Здесь же был установлен ряд мировых рекордов скорости:
- 14 октября 1947 год, ракетоплан Bell X-1 под управлением Чака Йегера впервые достиг сверхзвуковой скорости полета.
- в период с 1959 по 1970 года производились полеты гиперзвуковых ракетопланов X-15. После отделения от носителя (бомбардировщика B-52) самолет вонзался в небо, поднимаясь на суборбитальную высоту и развивая скорость 5-6 М. Рекордные показатели были достигнуьы в 1963: Джозеф Уокер сумел разогнать свой X-15 до отметки 6,72М, достигнув в отчаянном «динамическом прыжке» высоты 107,9 км! После безумного 15-минутного полета, X-15 приземлялись на дно озера Роджерс.
Здесь испытывались SR-71, YF-12 и «Валькирии», отсюда поднимались в воздух «Хэв Блю» (предшественники F-117), стелс-бомбардировщики B-2, прототипы YF-22 и YF-23 будущего истребителя «Рэптор».
14 апреля 1981 года на авиабазу Эдвардс прибыл необычный гость (хотя чем можно удивить сотрудников Центра летных испытаний?) – в 10:20 по местному времени на дно соленого озера тяжело плюхнулся шаттл «Колумбия», открыв новую космическую страницу в истории базы-рекордсмена.
Гора Шайен
Противоатомный бункер в Скалистых горах, ключевой пункт управления в системе Объединенного командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Был предназначен для координации действий американских вооруженных сил в случае ядерного нападения со стороны СССР
Бункер спроектирован для защиты от термоядерных взрывов мощностью в 30 мегатонн. Входом служит 1400-метровый тоннель, ведущий к главному шлюзу – паре 25-тонных ворот, сохраняющих герметичность при избыточном внешнем давлении 40 атмосфер.
Внутри располагается подземная база с вычислительным центром, помещениями для совещаний и отдыха, столовой, медицинским блоком, а также автономной электростанцией и системой водоснабжения. На нижних уровнях бункера хранятся 1500 тонн дизельного топлива, там же находятся 4 группы аккумуляторных батарей. В четырех резервуарах закачано 6,8 млн. литров питьевой воды и 20 млн. литров воды для технических нужд.
Для предотвращения обрушения стен при мощном сотрясении, в конструкцию бункера интегрировано 1380 пружин массой 450 кг каждая. Также, целостность комплекса обеспечивают 115 тыс. стальных штырей, закрученных в гранит на глубину от 2 до 9 метров.
Бункер «Шайен» достиг оперативной готовности в 1966 году, и использовался командованием NORAD на протяжении последних 40 лет. В июле 2006 года было принято решение о «горячей» консервации комплекса, ввиду нецелесообразности его дальнейшего поддержания в активном состоянии. «Горячая» консервация подразумевает, что, при необходимости, функциональность подземной базы «Шайен» может быть восстановлена в полном объеме в течение нескольких часов.
Чернобыль-2
Мистический заброшенный объект в окрестностях аварийной станции.
Загоризонтная РЛС «Дуга» (5Н32) системы предупреждения о ракетном нападении была способна контролировать воздушное пространство над Северной Америкой. За свой характерный звук в радиоэфире получила на Западе прозвище Russian Woodpacker («Русский дятел»).
Высота мачт низкочастотной антенны - 150 метров; длина антенной решетки – порядка 500 метров. При таких габаритах «Дуга» видна практически из любой точки Зоны отчуждения ЧАЭС.
Близость места постройки «Дуги» к атомной электростанции иногда объясняется большим энергопотреблением радара (согласно рассекреченным данным, «Дуга» потребляла около 10 МВт).
Тем не менее, стоит заметить, что представленный объект – лишь половина радиолокационной станции «Дуга». Чернобыль-2 представляет собой приемную станцию с фазированной антенной решеткой. Передатчик «Дуги» находится совсем в другом месте, в 60 км от приемника.
Трагическая авария на ЧАЭС поставила крест на дальнейшей эксплуатации системы Чернобыль-2 – большая часть оборудования была демонтирована и вывезена в Комсомольск-на-Амуре, где действовала аналогичная станция.
А взметнувшиеся к небу металлические конструкции «чернобыльского радара» продолжают удивлять отчаянных туристов, рискнувших заглянуть на некогда режимный военный объект стратегического значения.
Эшелон
Глобальная система радиотехнической разведки, одобренная альянсом из пяти англосаксонских стран – Великобританией, США, Канадой, Австралией и Новой Зеландией (проект «Пять глаз»). С эскалацией Холодной войны к проекту подключились многие страны НАТО – Норвегия, Дания, ФРГ и Турция.
К настоящему времени система «Эшелон» развилась в гигантскую сеть прослушивающих устройств. Особенно впечатляюще выглядят крупные «полевые» станции – белые гроздья «шаров», чьи оболочки защищают скрытую под ними чувствительную аппаратуру.
Точное описание «Эшелона» засекречено, однако, согласно отчету Европейского парламента, к данному проекту имеют отношение десятки наземных станций радиоперехвата на всех континентах Земли, в том числе британский комплекс Menwith Hill, австралийский Pine Gap, похожие объекты территории авиабазы Мисава (о. Хонсю, Япония), радиотехнический комплекс на территории авиабазы Бакли (США) и т.д., и т.п.
Головным куратором проекта является бывший работодатель беглого шпиона Сноудена – американская техническая разведка АНБ.
«Белые купола» способны перехватывать сигналы коммерческих и военных спутников связи, прослушивать любые радиоканалы в выбранном диапазоне волн, в том числе звонки мобильных телефонов (впрочем, подобное возможно лишь на коротком расстоянии, в зоне прямой видимости).
В западных СМИ регулярно звучат обвинения в том, что система «Эшелон», помимо борьбы с терроризмом, отслеживания маршрутов наркотрафика и ведения «привычной» радиотехнической разведки в интересах военных, зачастую применяется совсем не по назначению. Впечатляющие возможности системы глобальной «прослушки» позволяют сотрудникам АНБ проводить масштабные операции в формате международного коммерческого шпионажа и вторгаться в частную жизнь граждан США. Довольно популярна версия тайных контактов с НЛО с помощью этих устройств.
Впрочем, как оно есть на самом деле – неизвестно. Ведь даже само название – «Эшелон» - не более чем выдумка СМИ. Официальные представители АНБ не дают никаких комментариев по поводу полей с «белыми шарами».
1 комментарий