Монастырь святого Климента расположен в Инкермане, пригороде Севастополя. Это один из старейших пещерных храмов в Крыму. Монастырь виден каждому приезжему туристу, который прибывает в город на поезде - ведь железнодорожные пути проходят всего в нескольких метрах от его построек и келий.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса, доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь. Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. В 6-7 веках на самой монастырской скале вырастает крепость, позже названная Каламита, что толкуется из греческого как “Хорошая Пристань”
Некоторые из окон монастыря. Несмотря на то, что монастырь вырублен в скале, внутри очень светло, благодаря вот таким небольшим окошкам в коридорах, кельях и залах.
После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России. В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь св. Климента. В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю. В честь героических воинов Чапаевской дивизии в монастыре установлен и свято чтится монумент
Памятник воинам 25-й Чапаевской дивизии
С 1991 года началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
Вход на территорию современного монастыря
Монастырь почти весь состоит из пещер, наземные сооружения, выстроенные в 19 в, были позднее разрушены (всего в период расцвета монастыря было 27 пещерных церквей, и более 200 пещер). Считается, что первую пещеру – храм апостола Андрея - прорубил сам св. Климент. Теперь этот храм переосвящен в честь самого св. Климента.
Вход в помещение храма. Дверь вырублена прямо в скале. Здесь везде печное отопление, из-за чего многие стены и скалы сильно закопчены
Иконная лавка. Во время моего посещения, здесь вовсю пылала печь, обогревая лавку, т.к. она как и все помещения здесь вырублена в скале
Главный храм монастыря - один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделенной на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа - традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса - комната с каменной скамьей, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб. К сожалению, служители очень просили не снимать в этом помещении.
Внутренние помещения и проходы. Высокому человеку нужно пригибаться. Это понятно - ведь высекать проходы в скале стоит огромных усилий. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проемы
Иконы, живые подснежники и розы...
Костница с черепами в левой стене стене перед самым входом в главное помещение храма.
В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. Сложенные в особом помещении кости напоминают от афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.
На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы».
3 комментария