В странах третьего мира нередко встречаются врачи из развитых стран, которые оказывают медицинскую помощь местному населению. Немало там и наших врачей. Например, на острове Гаити вот уже год работает наша 26-летняя соотечественница Виктория, приехавшая на остров из Уфы. Девушка помогает местному населению в борьбе с холерой и другими болезнями. Она проживает в поселке Шанталь и работает в диспансере при монастыре. С одним рабочим днем Виктории вас познакомит данный пост.
Далее слова самой Виктории.
Время 6 утра и я просыпаюсь, чтобы успеть пробежаться до работы.
Я сплю под москитной сеткой, малярии тут хватает. У меня маленькая «келья»- нечто отгороженное фанерками в большом амбаре.
Перед пробежкой несколько сетов приседаний-отжиманий-подтягиваний в моем супер спортзале на полу/фанерных перегородках. Ну а что- детских площадок тут, к сожалению, нет.
Пробежка сопровождается хоровыми детскими возгласами «Бла! Бла! Бла!» и это совсем не то, что вы подумали. «Бла» = «белая» на Креоле.
В какой-то момент чувствую запах дыма- жгут листья от вредителей. Очень полезная пробежка, что сказать.
Мальчик думает, что если я много бегаю, то наверно я еще и много ем что правда то правда и хочет толкнуть мне булку. Но денег нет, да и булками я не увлекаюсь, так что я фоткаю, а он улыбается - и все довольны.
До русла реки 4,2 километра немного в горку – сама река же появляется исключительно в сезон дождей, который в самом разгаре.
И все зеленеет.
Жилищные условия тут у людей не ахти кабельного нет и все дела.
Дом из песка и тумана брезента. Очень даже жилой.
А корове хорошо. У нее к уху пристеплерена бумажка, чтоб типа не потерять.
Столбы раскрашены под флаг Гаити – синий/красный. А белое основание флага делает столбы родными- для меня они- флаг РФ.
Наша школа- при монастыре, в ней преподают на двух языках – французском и креольском. Каждый день перед школой- молятся. Это наша церковь- Сент Жан де Шанталь.
А у меня – душ, который может быть мероприятием слегка опасным- пауки очень любят прохладу и влажность.
Мой набор кремов от комаров и прочей живности.
7:20
Перед завтраком я помогаю Ренелю (мальчику «на все руки» и единственному мужику в монастыре) собирать манго. Ну, точнее, собирает он, а я ему даю направления куда палкой тыкать – типа «АГОШ!», «АДРУА!», «ИСИ, ИСИ!».
Отобрала самые спелые:
7:35
И стираю белье. Стоит развесить его – 2 часа и все сухое.
Вот так – и 2 часа,
А Фисна (служанка) начинает отглаживать вещи сестер. Они у нас хозяйством вообще не занимаются. Утюг у нее не простой, а как будто меня откинуло на сто лет назад с угольками,
Которые взялись собственно из кухни.
8:10
Я молюсь, чтобы никого нечаянно не убить.
8:20
И собственно завтрак. Я, как человек который всем своим существом любит белки выпрашиваю повариху Розмари сварить мне яиц. Она посылают Ренеля собрать яиц. У нас тут есть кролики, куры, индюки и… голуби. Мы их едим.
А пока яйца варятся – я съедаю свое первое дневное манго.
8:45
Ренель помылся и приготовился фотографироваться вытащил кормиться крольчат- мамашка глупая и не дает им сосать молоко. Поэтому я прикладываю их к соскам, пока Ренель придавил мамашку тапком.
Ну а потом они, собственно, наелись и мы позируем.
9:00
Консультации начинаются в восемь, а это значит, что приходить нужно к девяти- время на Гаити- это понятие очень и очень относительное.
Так все начинается,
Мне приносят бумажечки с карточками и номерками, я забиваю эти номерки в компьютер и мне высвечивается имя пациента. На самом деле имя написано и на карточке, но разобрать местные почерки мне не представляется, даже в теории, возможным.
Бывают такие вот перлы – компьютер убежден, что следующему пациенту 170 лет.
Пациенты тут разные, и всем вообще глубоко безразлично, что я- инфекционист и тропиколог - в большинстве своем я здесь лечу гипертензию, диабет и травмы. Конечно, очень много туберкулеза и ВИЧ, сифилиса, малярии, диарей, червей, чесотки, микозов и всяких системных заболеваний, типа волчанки. У нас тут неплохая лаборатория, так что можно не только поиграть в диагноста, но и что-то после подтвердить. Лаборатория вообще раньше 10-ти не приходит… расслабленно люди живут.
А я не расслабляюсь- кому-то приспичило родить и, конечно, как главный гинеколог, неонатолог и акушерка единственный врач я бегу в родблок и успеваю вытащить такое вот чудо. Три минутки и я, абсолютно бестактно как всегда, говорю мамашке : «Надо запечатлить сие событие». А ей без разницы, она отмучилась и уже дрыхнет. Черные дети, кстати, рождаются такими же белыми, политкорректность из меня прямо прет как мы. А темнеют уже потом.
На Гаити не приходят к врачу если «голова болит» или там «простылнуженбольничныйлист». Тут являются, когда уже что-нибудь отваливается или болит так, что таблетки, которые можно купить на рынке, не помогают ну совсем. Сегодня из интересного-
Запоздалое обращение после укуса паука Recluse,
Тропические язвы.
Вот что бывает, если не чистить зубы (абсцесс, остеомиелит и, похоже, сепсис.) Рот открыть толком не может. Вскрываю, 200 мл гноя. Нюхаю- пахнет нормально так, вряд ли анаэробное. Но в любом случае, надобно к дантисту и антибиотики в/в.
Тетенька пришла на консультацию с жалобой на сыпь,
а я у нее замечаю вот такую вот прелестную липому.
Я веду консультации на креольском. Я сама не знаю – как я это делаю, но вроде пока никто не умер(на самом деле умер, но там не креольский виноват был). Пациентов у меня очень много- их вообще никак не смущает моя косноязычность. Тут все убеждены, что раз я белая- я наверно очень хороший врач оно так и есть хехехех.
Это…, это – ничего. Ну точнее это- келоидный рубец, как последствие ветрянки, перенесенной во взрослом возрасте. Мне показалось, прикольно- на цветочек похоже. А тетенька на давление жалуется, так-то.
Детей-взрослых у меня 50/50, с детьми мне намного проще - а мамам и папам очень нравится, что я расчитываю дозы препаратов с калькулятором по весу ребенка. Наверно, поэтому, они внимательно слушают мои нотации на тему «надо чадо чаще мыть и хорошо кормить». Люди тут очень бедные. Очень многие живут на улице. Эту девчонку мне привели с травмой еще месяца два назад. Она у нас так и осталась в диспансере, зовут ее Мими. Играет со стетоскопом и убеждена, что станет доктором и «всех-всех вылечит».
Пошла в зону триажа, сейчас всех растриажит.
А это детки, которые пришли на прививки. Розовая форма означает, что они- детсад. Естественно, хотят сфотографироваться все, только не все влезают в поле экрана.
14:00
Я заканчиваю с консультациями и мы обедаем. Я приучила повариху, что ем много овощей и не ем рис и всякие там каши-спагетти. Поэтому я получаю креветок, размешанных в каких-то переваренных кем-то до меня листьях- отвратно, как на вкус так и на вид.
14:30
Сегодня понедельник и ко мне на веранду приходит Фисна и говорит, что она может сопроводить меня на рынок. Одной мне туда ходить не разрешают. Рынок красивый и разный, фрукты и животные, секондхэнд из США и китайский ширпотреб, фасоль и кукуруза, потроха, сахарный тростник, уголь, бензин, таблетки на развес, пищевая сода, орешки, мыло, которое нужно разрезать на куски…
Хорошо ловится рыбка-бананка!
Девочка ревет, явно не в курсе, что она- «Pretty». А у сестры ее- грыжа пупочного кольца, диагноз по аватарке с десяти метров.
Человет толкает панацейные таблетки
Мы возвращаемся - сегодня монахини едут на какой-то монашеский слет в монастыре в Порт-Салют- а это на море! И мне можно будет быстренько искупаться.
Монашеский псевдоуазик.
Около монастыря все усеяно ракушками, такими которые в каждой советской семье в серванте стояли.
Отходим подальше от цивилизации и я прошу шофера сфотографировать меня. С десятой попытки ему это даже удается.
И с одиннадцатой.
Одна из монахинь с которыми я живу- директриса школы. Она прознала, что я когда-то занималась танцам и попросила меня попреподавать ритмику детишкам. Отказать было сложно. Они ж меня тут кормят, и поят, и все дела. Так что в 17-30 вечера мы с детятями танцуем бачату. Я- за мальчика.
18:30
Ребяткам нравится танцевать и они остаются репетировать, а ко мне приходит Жан Мари, парнишка, который преподает мне Креольский. Он говорит на ломаном английском, но тут выбирать не приходится.
Учебник тоже английско-креольский. «Fe bagay» - дословно «делать это». Прекрасный язык.
19:30
Репетитор уходит, и мне пора сполоснуться и ужинать. На самом деле, есть-то я еще не хочу, но на ужине надо присутствовать обязательно. Тут похлеще чем в башкирской деревне- все вечно хотят тебя накормить, даже если ты девочка совсем даже и не худенькая. Едим голубей с лучком.
20:10
После ужина со мной снова занимаются. Но уже не креольским, а религией. Я - человек к религии ну вот вооооообще никак не причастный, всю жизнь считала себя, если не атеистом, то человеком от церкви далеким. Ну или религиозно недалеким. Но решила, раз есть возможность изучить новое – почему бы и нет. Монахиня Сона учит меня на испанском, потому что на русском не говорит в своей жизни она успела помиссионерствовать в Боливии. Библию она мне выдала тоже на испанском, благо читать задает совсем немного.
Вечер и у меня есть немного времени на приятное расслабление ага, конечно Ренель зовет меня в диспансер, кого-то укусила свинья.
Собственно, решаю не зашивать наглухо, с укусами животных оно дело особое, делаю прививку от столбняка мальчонке и…
вот такое чудо в перьях волосах ползет по диспансеру.
Я бы не убила, но Ренель его пришлепнул раньше, чем я смогла что-либо подумать.
Ну все, пора баиньки, завтра будет еще один прекрасный день в необыкновенной Республике Гаити, с ее замечательными людьми, улыбчивыми детишками, благодарными пациентами, тарантулами и колибри, манговыми садами, ужасными дорогами и высокими океаническими волнами, зелеными горами и рисовыми полями, красивыми женскими попами и ритмичными народными танцами.
3 комментария