Валерия Кривова после получения второго высшего образования решила продолжить обучение в Китае. Она рассказала о обучении, о том какие места стоит посетить и как заработать денег и не пропасть в Поднебесной.
«Первое высшее образование у меня биологическое. Еще параллельно училась в Институте бизнеса и менеджмента БГУ, — говорит Валерия. — Кажется, лучший вуз, а развития не было. Да и зарплаты низкие у молодых специалистов. Поэтому стала искать международные образовательные программы». Девушке хотелось увидеть, как живут люди в других странах, выучить новый язык. «Для молодежи поездка за границу — это шанс реализовать себя и получить хорошие деньги за свои знания. Мне удалось выиграть стипендию. Уезжала на полгода, а осталась на два», — рассказывает героиня.
Валерия уже владеет английским и турецким языками. Тем не менее, китайский оказался для нее самым сложным в изучении. «Я приехала в Китай с нулевым уровнем. Первые месяцы была в шоке от того, что происходит, — вспоминает девушка. — Китайский — сложнейший язык. Есть иероглифы, тональность, непривычное произношение. Только через полгода все пошло проще. Сейчас я уже свободно могу говорить по-китайски». Наша героиня жила в одном из самых крупных городов Поднебесной — в Тяньцзине. «Нужно было выбрать город, в котором говорят без акцента, — объясняет Лера. — Тяньцзинь находится рядом с Пекином, здесь мало иностранцев и все общаются на классическом китайском языке. Очень сильное погружение в культуру».
Образование В колледже, помимо языка, иностранные студенты изучают кунг-фу, музыку, живопись и кулинарию. «В Китае есть хорошая возможность получить образование. У них в университете учатся четыре года. Если студент не ленивый, имеет склонность к языкам, то китайский реально выучить за два года, — рассказывает собеседница. — Потом нужно сдать тест на пятый уровень из шести. После чего зачисляют сразу на третий курс университета. То есть за четыре года в Китае можно выучить язык и получить степень бакалавра». Лучшие студенты имеют стипендию. «Можно вообще бесплатно учиться. Есть стипендия полная и неполная. Моя погашала только оплату обучения. А полная покрывает расходы еще и на проживание, питание, учебники и даже перелет домой», — говорит Валерия. Уровень образования в китайских вузах довольно высок. «Университеты огромные, красивые. Все очень комфортно, большие лекционные залы. Студенты ездят на практику за границу. Хорошие преподаватели, которые стажируются в США и в Канаде. Прекрасное финансирование университетов! В Китае денег много во всех сферах, а не только в образовании», — рассуждает девушка.
Как и полагается, в университетах учатся лучшие из лучших. «При поступлении конкуренция очень жесткая. В хорошие вузы бывает конкурс до тысячи человек на место. Поступить сложно, и учиться надо не так, как у нас, а очень стараться, — говорит Валерия. — Правда, иностранцы не в одной гонке с китайцами. У нас другой конкурс. Если уровень знания английского или китайского высок, то можно учиться в бакалавриате лучших университетов». Стоимость обучения для иностранных студентов во многом зависит от уровня университета. «В хорошем вузе за полгода учебы нужно платить около $1000. По приезде необходимо сделать медицинский осмотр стоимостью $100, визу, прописку с арендой квартиры либо общежития. Чем больше квартира, тем дороже прописка, — говорит героиня. — До отъезда университет присылает документы в Беларусь, открывается временная туристическая виза на три месяца. Уже в Китае нужно сделать долгосрочную визу, как вид на жительство».
«Если не знаешь языка, квартиру найти очень сложно. Обычно это два пути: через агентство и в интернете. В районе университетов много разных агентств. Нам повезло, потому что у нас в компании была девушка, которая знает китайский. Без нее было бы намного сложнее, — рассказывает Валерия. — Ведь для китайцев обмануть — за счастье». Зачастую агенты по недвижимости предлагают квартиры, не соответствующие запрашиваемой цене. «Могут ставить высокую цену и показывать настолько страшные квартиры, что ты потом соглашаешься на первую попавшуюся. Вместо туалета просто дыра и сверху душ. Хотя за те же деньги можно снять жилье в красивом доме с лифтом, бассейном и охраной, — объясняет собеседница. — Часто университет предлагает общежития. В нашем проживание стоило дорого — $300 в месяц. Поэтому мы снимали квартиру большой компанией. Это гораздо дешевле. Хорошее жилье на пять человек обходилось нам приблизительно в $100 с каждого».
С подработкой трудностей не возникает. «На севере Китая проще всего работать преподавателем английского. Потому что китайцы поголовно изучают этот язык. На юге больше фабрик и заводов. Если владеешь языками, там можно зарабатывать на продажах», — говорит девушка.
Первые полгода Валерия преподавала английский язык в детских садах, школах и давала частные уроки. Позже стала заниматься организацией услуг для бизнеса в Китае, параллельно подрабатывая переводчиком. Следует учесть, что официально студенты не имеют права работать. «Должности как таковой нет. Следует нарабатывать круг связей. Должны быть знакомые, которым нужно приобретать товар в Китае. Например, российской компании необходимо закупить партию компьютеров. Я нахожу фабрики, где они производятся, договариваюсь с транспортной компанией, которая растамаживает груз и доставляет его в Россию, — рассказывает Лера. — У меня было много китайских друзей. Через них я находила поставщиков. Работа связующего звена. Благодаря знанию языков мы связываем китайских производителей с потребителями из других стран». «Китайцы очень умные. Если они видят, что человек надежный и будет дальше приводить им клиентов, они никогда не обманут. Даже если нет никаких документов. Им выгодно так работать. Впрочем, встречаются и такие китайцы, которые хотят получить выгоду сразу. Они могут обдурить и исчезнуть. Стоит работать только с проверенными людьми», — говорит Валерия. Зарплата девушку устраивала. «Я приехала в Беларусь через два года и поняла, что здесь намного ниже зарплаты, чем в Китае. Там даже продавец с минимальным знанием английского может получать $1000, — объясняет героиня. — За эти деньги можно жить хорошо. Учитывая то, что студенты снимают вместе квартиры, а еда, одежда и транспорт очень дешевые. Уровень жизни гораздо выше».
«Я научилась крутиться во всех сферах. Если ты смог выжить в Китае, то выживешь везде, — говорит Валерия. — Все китайцы — тонкие психологи. Это как игра. Они дружелюбные, но всегда ищут выгоду. Будут дружить, если знают, что потом что-то с тебя поимеют. Я стала универсальным торгашом. Могу найти и продать в Китае все что угодно». Отношение к иностранцам — подобострастное. «Если ты обладаешь светлой кожей и славянскими чертами лица, то в крупных городах все хотят с тобой дружить. Парни и девушки стремятся завести отношения с иностранцами. Это считается престижным. В деревеньках к тебе подходят люди, начинают трогать, фотографироваться. Если еще блондинка и с голубыми глазами, то китайцы готовы душу за нее продать», — вспоминает собеседница. «Любой девушке с заниженной самооценкой стоит поехать в Азию. Там она будет чувствовать себя звездой только потому, что у нее более светлая кожа и большие глаза. В Китае сейчас мужчин в два раза больше, чем женщин. Поэтому девушки все избалованные, — рассказывает Лера. — Моя знакомая из России замужем за китайцем. Говорит, что прекрасный муж. Там мужчины очень заботливые, внимательные, постоянно подарки дарят».
Зато разница в менталитете весьма ощутима. «В Европе уважают личность. Люди ценят каждого человека и помогут в сложной ситуации. А в Китае очень много людей. У них даже есть поговорка: „Жизнь китайца не стоит ничего“. Если ты не родственник и не друг, то им нет до тебя дела. Как-то человек упал на перекрестке и пролежал там несколько часов. К нему никто не подошел. Все жуткие индивидуалисты. В Китае нужно выживать, чтобы добиться успеха», — констатирует наша героиня. Валерии пришлось столкнуться и с ворами. «Меня сильно обокрали. Я тогда спала дома. Вор забрался на четвертый этаж и вынес всю электронику. Особенно обидно было за профессиональный фотоаппарат с линзами. Как только моя соседка проснулась, вор выскочил в окно, — вспоминает девушка. — Но его не нашли, как это обычно в Китае бывает». Впрочем, преступность в Китае низкая. «Там жесткие законы. Все-таки коммунистическая партия. Ночью можно ходить куда хочешь, — говорит Лера. — Пристают только пьяные иностранцы. Шалят, потому что считают себя выше по положению. А в деревнях тебя точно никто не будет трогать. Там некоторые люди никогда не видели белого человека, мы для них — божество».
«Первое время было сложно с едой. Она очень вкусная, но необычная. Я обожаю баклажаны, которые готовят на юге Китая, а еще кальмары с чесноком, — рассказывает девушка. — Одна китаянка давала мне уроки кулинарии. Теперь я не только люблю китайскую еду, но и умею ее готовить. Правда, скучала там по молочным продуктам. Нет сыра, гречки, и хлеб сладкий».
Особенно впечатлила Валерию транспортная система. «Сейчас по технологии китайцы опережают даже японцев. У них есть сеть скоростных поездов. Недавно открыли маршрут из Пекина в Гуанчжоу. Поезд проезжает две тысячи километров всего за восемь часов. Это современно, комфортно и очень дешево. Билет стоит $120, — объясняет собеседница. — Везде есть метро. Если ты едешь в аэропорт, то поезд приходит прямо под здание аэропорта. Еще очень дешевое такси».
Наша героиня считает, что Беларуси стоит взять пример в подходе к частному бизнесу. «В Китае очень свободное предпринимательство. Все что-то изобретают, торгуют. Люди развивают свой бизнес, а экономика страны растет. У нас с этим все очень сложно. Прежде чем открыть что-то, потеряешь весь энтузиазм», — считает Валерия. Не все ожидания оправдались. «Духовной культуры я не увидела в Китае. Сейчас это большой бизнес. Тот же шаолиньский монастырь. Можно приехать и пройти там курс обучения. Но нет этого духа древних легенд и приданий. Просто туристические маршруты, — говорит героиня. — Либо эту культуру пытаются сохранить где-то в недоступных для нас местах». Валерия может дать и несколько советов туристам. «Китай — страна, которую стоит увидеть. Там уникальные культуры, свыше 50 меньшинств. Рекомендую посетить Гуйлинь с его рисовыми террасами и китайцами в шляпках. Пять гор буддизма и индуизма, где снимали фильм „Аватар“. Чудесные желтые горы есть в Хуаншане. Конечно же, Тибет, Сиань, Пекин. Кто любит современную архитектуру, будет впечатлен Шанхаем. Суперсовременный мир можно увидеть в Гонконге», — говорит героиня.
Спустя два года Валерия приехала домой, в Борисов. «Когда уезжала, доллар был три тысячи, сейчас он около девяти. Для меня все еще шок, что, покупая какую-то мелочь в магазине, нужно отдавать 50—60 тыс. Еще люди очень красивые! Высокие, светлые, с голубыми глазами, а китайцы все маленькие, черные и одинаковые», — смеется девушка. Пока еще героиня не решила, вернется ли обратно в Китай. «У меня есть очень хорошие предложения по работе. Но, скорее всего, я от них откажусь, — рассказывает Валерия. — В Китае можно хорошо жить и зарабатывать деньги. Однако мне некомфортно в Азии. Привыкла, что я могу пойти в лес и дышать свежим воздухом, видеть голубое небо. В Китае в крупных городах голубого неба практически не увидишь — один смог. Думаю, что такая жизнь не для меня».
1 комментарий