Далее слова автора:
Несмотря на то, что Таджикистан – одна из беднейших стран постсоветского пространства наряду с Киргизией и Молдавией, на улицах Душанбе неожиданно много дорогих автомобилей. По улицам колесят новенькие иномарки стоимостью под сотню тысяч долларов. Особенно странно это выглядит во дворах. Когда в пыльном ветхом дворе стоят дорогие представительские БМВ или "Мерседесы". Откуда в нищей стране столько роскошных иномарок? Объяснений такому изобилию несколько.
Прежде всего, это угоны. Почему-то именно в Таджикистане оседает немало машин, угнанных в Германии или, скажем, в Москве. Самое интересное, что жертвы угона зачастую знают о готовящемся преступлении. По условиям сделки собственник получает компенсацию от страховой + бонус от угонщика, а сам угонщик – дорогой автомобиль, который затем перегоняется в Среднюю Азию.
Почему ввозят именно дорогие угнанные машины? Ведь, казалось бы, дешёвые легче продать... Дело в том, что высокая цена люксового автомобиля позволяет угонщику потратиться на перебивку номеров кузова и двигателя и вообще пойти на изменение облика машины. В случае с дешёвыми машинами это зачастую нерентабельно. Продавцам проще ввезти беспроблемный автомобиль.
Поэтому в самом Таджикистане часто советуют покупать дешёвую подержанную иномарку, чем дорогую: как ни странно, больше шансов, что она не будет числиться в угоне.
Вообще, считается, что европейские автомобили на продажу в Таджикистан везут из Прибалтики, а японские, корейские и американские – из Дубая. Но многие иномарки действительно угоняют в Германии. Особенно активно немецкие СМИ, такие как Deutsche Welle, Der Spiegel и Bild, писали о транзите угнанных машин в Таджикистан в 2011-2013 годах.
В Германии угоняют в среднем 14 000 автомобилей в год, больше всего – в Берлине. Из Германии угнанные машины везут через Польшу и Литву в Россию, а далее через Казахстан и Узбекистан в Душанбе. Часть автомобилей оседает в Узбекистане, остальные доезжают до Таджикистана. Большинство автомобилей едут в контейнерах по железной дороге.
В Интерполе отмечали, что в последние годы Таджикистан стал таким же популярным рынком сбыта краденых машин, как Россия, Румыния и Молдавия. У Таджикистана в результате сложилась репутация "автопрачечной".
Угнанные в Москве и Подмосковье дорогие иномарки также следуют в Душанбе транзитом через Казахстан и Узбекистан: другого пути просто нет. Несколько раз таможенники арестовывали крупные партии машин с перебитыми номерами и поддельными документами, но обычно все границы они пересекают без проблем. Либо номера перебиты хорошо и документы подделаны качественно, либо кто-то успевает подмаслить нужных людей.
Даже представители таджикских властей официально признавали, что на территории республики есть угнанные в Германии машины. Однажды свой "Рэйндж Ровер" узнал по фотографиям из Душанбе бывший игрок дортмундской "Боруссии" Отто Аддо. Более того, в Таджикистан приезжали немецкие специалисты, чтобы обучить местных правоохранителей опознавать угнанные автомобили. Но это, похоже, слишком выгодный бизнес, чтобы кто-то взялся за него всерьёз.
Очень весёлая история была в 2013 году, когда в Таджикистане нашли сразу 200 угнанных в Германии автомобилей, в том числе 93 БМВ, как уточнил Bild. Отследили их всего-навсего с помощью GPS. Сенатор Берлина по делам юстиции Томас Хайльман по этому поводу написал в МИД Германии письмо, из которого следовало, что "большинство машин находятся в распоряжении людей, имеющих коммерческие или родственные связи с семьей президента Таджикистана".
МИД Таджикистана прочитал об этом в Bild и заявил, что статья "тенденциозная, однобокая, односторонняя и вызывающая сожаление". Сам Рахмон не удостоил такую мелочь своим вниманием.
Вот что сказал начальник департамента информации МИД Абдулфайз Атоев:
"МИД сомневается в достоверности данной новости, поскольку машины, выезжая из Германии, пересекают несколько границ, и, соответственно, таможенных постов, пока достигнут Таджикистана. Если бы в документах были недостатки, их обязательно задержали бы до нашей страны".
Посол Таджикистана в ФРГ Имомуддин Сатторов тоже немного расстроился:
"Как они определили, кто чей родственник? Кто подпадает под понятие родственника с точки зрения тех, кто об этом заявил? И наконец, есть ли доказательная база таких заявлений? Пусть их предоставят нам.
Возникает вопрос, почему GPS сработал только в Таджикистане? Почему этого не произошло ранее в других странах? Bild обращался в таджикское посольство с этими вопросами, на которые мы ответили, но почему-то наши ответы не были опубликованы. Возможно, есть силы, которым невыгодны традиционно хорошие немецко-таджикские отношения".
Вторая причина обилия дорогих иномарок – наркоторговля. Известно, что Таджикистан – один из главных поставщиков наркотических веществ на российский рынок. А дорогие автомобили – надёжный способ оплаты крупных партий. Такой вывод можно сделать по крайней мере из сообщений российских информагентств.
В 2011 году была история о том, как двое уроженцев Таджикистана занимались оптовой торговлей наркотиков в Москве, Екатеринбурге, Омске и других городах. Когда в Татарстане они попытались обменять 5,97 кг гашиша на "Лексус", их задержали полицейские.
Ну а третья причина очень проста и хорошо знакома каждому россиянину: дорогие иномарки закупаются ведомствами Таджикистана для собственных нужд.
10
Автомобиль чиновника с дипломатическим статусом.