Удар самолета хвостом о взлётно-посадочную полосу - явление настолько широко распространённое, что имеет даже специальное обозначение – «Tailstrike». Ничего замысловатого в термине нет. Составлен он из двух английских слов: «tail» - «хвост» и «strike» - «удар». Для того, чтобы лучше понять вопрос в дальнейшем, необходимо напомнить о том, как происходит взлет и посадка самолета.
Для того, чтобы машина могла взлететь, ее сначала следует разогнать до нужной скорости. Как только необходимая отметка пройдена, пилоты осуществляют подъем носовой части с помощью специальных элементов управления. Далее основную часть работы делает матушка-физика: подъемная сила действует на крыло, и самолет отрывается от земли. Похожим образом производится посадка самолета, здесь также важно в нужный момент задрать нос машины на определенный угол, после чего остаток работы сделают законы физики.
И вот, в силу разных причин может оказаться так, что нос был задран при взлете слишком рано или же носовая часть поднята слишком сильно в момент посадки. В такой ситуации с вероятностью 100% и происходит «Тейлстрайк» или удар хвостом о полосу. Какие же это могут быть причины? Всего их две: ошибка пилотов и внешние факторы (например, сильный ветер).
Отсюда проистекает главный вопрос: насколько опасен «Tailstrike» для машины и всех, кто находится внутри? В 99.99% случаев удар хвостом о полосу в момент взлета или посадки не представляет никакой опасности для людей, находящихся на борту и для самолета. Все потому, что с данным явлением авиация столкнулась еще на заре своего становления, как отрасли. По этой причине конструкторы всегда уделяют особое внимание прочности и жесткости хвостовой части. Т. е. хвост любого самолета рассчитан на то, что получит во время маневра злосчастный «Тейлстрайк».
В абсолютном большинстве случаев хвостовой удар о полосу чреват только обдиранием лакокрасочного покрытия на хвосте. Тем не менее, подобная ситуация все еще рассматривается как чрезвычайная, а это значит, что после посадки самолет будет основательно проверен. Конечно, бывают и исключения, когда в результате удара повреждается обшивка машины. В таком случае самолет отправят на ремонт и до его окончания никуда не выпустят. Впрочем, подобные происшествия редки в авиационном деле.