
Скоро Netflix покажет мафиозный эпос «Ирландец», который уже называют лучшей картиной Мартина Скорсезе. Накануне премьеры Forbes Life вспоминает несколько отличных криминальных драм, после которых смотреть «Ирландца» будет еще интереснее

«Путь Карлито» (1993)
Криминальное кино немыслимо без Аль Пачино в культовом образе Тони — «Say hello to my little friend!» — Монтаны. Однако сумасшедший технарь Брайан Де Пальма сделал не только каноничное «Лицо со шрамом», но еще и бандитскую драму «Путь Карлито», где Пачино изобразил не взрывного кубинского пижона, а крутого бандита, который клянется выйти из игры. Он пытается убежать, спрятаться и вернуть любимую женщину. Но сама судьба не желает его отпускать: гангстер снова впутывается в опасную жизнь, пока на фоне играет диско, а рядом отплясывает кудрявый Шон Пенн. Мастерски рассказывая истории, Де Пальма создал криминальную мелодраму одновременно про несчастную любовь, старость и перерождение. Если «Лицо со шрамом» — про бедняка, который продал свою душу, чтобы обрести мощь, то «Путь Карлито» — про мучительное желание вернуть душу, чтобы обрести покой. А перестрелка в баре и финальная погоня — настоящее кинематографическое удовольствие.

«Перекресток Миллера» (1990)
Не лучший фильм Коэнов (все же потом появились «Бартон Финк», «Фарго» и «Старикам тут не место»), но в этом пост-нуаре с хитровыдуманным сюжетом есть все классические элементы гангстерского кино 1930-х: враждующие банды, любовный треугольник, деловые мужики, роковая соблазнительница, дымящиеся сигары и пулеметы Томпсона. История с предательствами, убийствами, шляпами и рассуждениями о дружбе, доверии и морали очаровывает с первых минут: сразу чувствуется рука Коэнов. А когда звучит музыка Картера Беруэлла, любые сомнения отпадают. И если ироничная история кажется (справедливо) слишком слоеной и болтливой, несколько сцен точно запомнятся надолго: убойная перестрелка, в которой погибает стреляющий с двух рук Сэм Рэйми, покушение на криминального авторитета, который под ирландскую балладу расстреливает киллеров, а также сцена, где Джон Туртурро с жалкой искренностью умоляет не убивать. «Перекресток Миллера», его, кстати, Джоэл Коэн называет «безделицей», наказывает тех, кто невнимателен.

«Проклятый путь» (2002)
Криминальная драма Сэма Мендеса, режиссера «Красоты по-американски» и «Дороги перемен», рассказывает не столько про бандитские разборки Тома Хэнкса, одетого в традиционные для жанра пальто и шляпу, сколько про вечный конфликт отцов и сыновей. Эта драма — поучительная история про верность, ревность, месть, самоуважение, искупление ошибок и страх, что сын может пойти по стопам отца. Недаром точный перевод названия фильма — «дорога к гибели». Каждая сцена этой исторической реконструкции выглядит живой: с сумрачными тенями, печалью и отчаянием. Если сегодня «Красоту по-американски», забравшую аж пять «Оскаров», называют переоцененной, то с течением времени внимание к пути грешника, идущего против мафии, которая его воспитала, лишь усиливается. А самое удивительное, что этот благородный фильм — адаптация комикса. Кто бы мог подумать. И еще это последняя большая роль Пола Ньюмана.

«Красный круг» (1970)
Шедевр классика холодного французского нуара. «Красный круг» стал предпоследним и самым популярным фильмом Жан-Пьера Мельвиля. Можно вписать другие экзистенциальные драмы, как «Самурай» и «Шпик», но «Красный круг» — образец погружения в криминальный мир мужских теней. Бандитское кино старшего брата новой волны рассказывает про Алена Делона (внезапно с тонкими усиками), который планирует совершить преступление (конечно же, последнее) — ограбление парижского ювелирного бутика. И все с брутальной невозмутимостью. Молчаливый нуар про воровство и предательство по-джентльменски старомоден. Жизнь — игрушка в руках судьбы, где никто не знает, что ждет его дальше — и удастся ли вырваться из порочного круга. Для тех, кто носит тренчи и шляпы, нет другого исхода, кроме смерти. Японская философия в американском жанре с французским акцентом.

«Беспредел» (2010)
Трагик японского криминала Такеси Китано сделал квинтэссенциальный фильм про войну кланов якудза. Культовый режиссер (он же здесь и автор сценария) соединяет задумчивость с ультранасилием, рассказывая про кровью пропитанные обычаи, уважение и верность, которые ведут к жестоким разборкам. Грозные дядьки в дорогих костюмах обмениваются любезностями за чашкой сакэ и добровольно отрезают пальцы ради примирения. Кто постарел и потерял хватку, подвергается смерти, что совершает мэтр — лучше не упоминать в этом тексте. Но рано или поздно и этому печальному и хитрому якудза изощренно отомстят. «Беспредел» — про борьбу за власть и выживание мучеников в репрессивной машине. Жестокие убийцы, элегантная камера, электронная музыка и нигилизм гангстеризма откалиброваны до беспредела. Такеси Китано со всеми пытками, унижениями и натурализмом пугает, но глаз от этого зрелища оторвать невозможно.