Далее слово автору:
Постоянные мои читатели знают, что концепция "зоны комфорта", в которой личное пространство не заканчивается за дверью квартиры, для меня принципиальна и органична. Я живу в соответствии с этим принципом.
Можно его сформулировать просто: я хочу, чтобы общественные сортиры были настолько же комфортными, чтобы я мог в них ходить как в свой домашний сортир. Поэтому в любом месте, где я нахожусь, я укомфорчиваю пространство до своих высоких стандартов. Сколько директоров заводов могут сходить в туалет в цеху номер 15 на своем заводе, а не бежать к себе в заводоуправление, где есть ключ от личного толчка? То-то.
Семь лет назад я отремонтировал за свой счет подъезд в доме в Киеве, где я жил. Просто взял и потратил свои личные деньги на ремонт. Ни один сосед не пожелал скинуться.
А когда ремонт был закончен, один из соседей сказал, что ему не нравится вид плитки на первом этаже.
Я-то к такой фигне спокойно отношусь, потому что знаю, что никогда не стоит ждать благодарности ни от кого, но многие наивные, не найдя сочувствия, сливаются. А внедрять улучшения нужно на танке, послав все мнения оптом. Это единственный работающий принцип.
* * *
В доме, где я сейчас живу в Москве, случилась история, которой я хочу поделиться с вами, ненаглядные мои читатели.
В моем подъезде живет соседка Лена, удивительной энергии и жизнелюбия женщина. Она постоянно кладет у лифта книги для бесплатного забирания. Или может выставить ящик клубники с запиской "Угощайтесь, любимые соседи, клубника мытая!". Короче, степень просветления максимальная.
И как-то она встретила меня на улице и говорит, мол, слышала, Артемий, о ваших успехах в области урностроения. Нет ли, типа, у вас желания поставить урну рядом с нашей входной дверью на улице, чтобы было удобно выкинуть окурок или бутылочку из-под йогурта усталому путнику? Беру на себя, говорит, обслуживание этой урны. До мусорного бака недалеко, а мне не западло пользу дарить соседям, - сказала мягче, но с таким смыслом.
Я принял близко к сердцу эту просьбу, и вскоре рядом со входной дверью появилась новая красивейшая урна, установленная специалистами на все руки из нашей студии. Началась новая страница жизни нашего дома.
Вскоре появилась первая проблема. Кто-то из соседей решил, что раз поставили урну, то почему бы не выкидывать в нее свой пакет с мусором. До бака-то идти целых две минуты, а урна прям внизу стоит. Лена отреагировала:
Через пару месяцев снова:
А потом случился плебисцит, который закончился остракизмом. Соседи выступили против урны широким фронтом. Настучали в управу.
Тут случилось самое смешное - управа решила, что урну установил город. Потому что даже в Москве управа не может представить, что кто-то поставит урну за свой счет. А процедура ликвидации городского имущества требует, чтобы две трети жильцов проголосовали за снос урны. И начался сбор подписей! Свободные граждане подходили со своими черепками и кидали их в амфору для голосования, то есть, писали свои номера квартир с фамилиями, волеизъявляли свое решение и подписывались.
И управа вняла демократической процедуре, урна была демонтирована. Ее убрали, как будто это была городская собственность.
И теперь асфальт у моего подъезда украшают четыре дырки от анкерных креплений, которыми была закреплена урна.
Чему научила меня эта история?
1. Надо будет у урн, предназначенных для установки рядом с жилыми домами, уменьшить площадь отверстия, в которое можно просунуть мусор, чтобы проходила бутылка, но не пролезал пакет с говном.
2. Надо будет заменить металлическую дверь в подъезд на стеклянную. Я уже заказал в архиве чертежи моего здания, чтобы быть максимально близким к историческому варианту двери. Возможно, это немного улучшит соседей.
3. Не, лучше идея. Надо будет разработать узкую урну для мелкого мусора - крупнее, чем для бычков, но мельче, чем для бытовых отходов.