Несколько лет назад Людмила ушла на пенсию. Днем женщина работает над архитектурным проектом, который позже планирует продать, а вечерами сидит в интернете. Летом пенсионерка собирается в путешествие по Африке, пока же только приезжает в свой домик в 15 километрах от Минска, чтобы отвлечься от городской жизни.
Большие деньги у советского архитектора никогда не водились.
— У меня не было времени на то, чтобы делать деньги. Слишком многое надо было успеть. А заработать я еще заработаю, — щедро улыбается женщина в огромной шапке.
— В молодости мы могли взять палатки, пару ящиков тушенки и несколько рублей, которых хватило бы всего на две бутылки водки, и рвануть, например, в Карелию. Это было нормально в Советском Союзе, — рассказывает Людмила. — Денег у нас тогда не было, а развлекаться как-то хотелось.
Для архитектора это вообще очень важно — смотреть. Просто ездить и наблюдать, как живут люди. Свой чум я построила только году в 2006-м, но влюбилась в такую архитектуру намного раньше, во время поездок и бесконечных ночевок в палатках.
Изначально чум — это конический шалаш, построенный из жердей и покрытый берестой, войлоком или оленьими шкурами. Людмила от канонов все же отошла и для своего жилища переняла только форму сооружения. Сделать эскиз проекта для нее труда не составило, а вот над поиском мастеров пришлось потрудиться.
Участок на десять соток Людмила получила еще в девяностых, но средств на постройку дачи ждать пришлось долго. После получения архитектурной премии женщина решила не медлить и тут же воплотить свою мечту.
— Тогда строительной фирмы было днем с огнем не сыскать. Их в принципе было очень мало, нормальных мастеров найти было крайне сложно, а подрядчика — только на выставке, поскольку в интернете тогда были представлены далеко не все. Браться за такую конструкцию тогда никто не хотел, и я по совету знакомых поехала в Вилейку, где находилась неплохая компания.
Рабочие в этой конторе на тот момент зарабатывали всего 200 тыс., и заказы у них были далеко не всегда, поэтому директор согласился сразу же. Я отдала им $500 для закупки материалов, взяла расписку и уехала. Они сразу приволокли на мой участок вагончик, где поселился плотник Василий и еще двое или трое рабочих. Помощники Васи исчезли уже через пару дней, и он остался один.
Тогда в поселке не было электричества, и я предложила Васе привезти туда генератор и электроинструменты. Но он отказался, сказал, что не умеет работать с электропилой и что ему куда комфортнее орудовать ножовкой. Я решила не учить его работать и уехала. Не подвел Василий.
Домик в 12 квадратных метров обошелся архитектору всего в $2000. На его постройку у Василия ушло около месяца.
Цели возводить полноценный дом, в котором можно жить круглый год, у Людмилы не было, но, как выяснилось, это вполне возможно: ее брат провел здесь всю зиму и на холод не жаловался. Сама же женщина проверять его термические свойства не решается.
В центре шестигранного строения стоит «буржуйка», которая нагревает его буквально за полчаса. Для поддержания тепла в домике Людмила практикует интересный лайфхак: на раскаленные угли она ставит толстое бревно, которое может тлеть всю ночь. Запаха дыма в домике, кстати, практически нет. Кроме того, дымоход высотой в пять метров дает неплохую тягу, и дрова прогорают достаточно быстро — уже минут через двадцать хочется снять куртку. В одном из многочисленных углов сделана ниша для дров. Архитектор уделила немало времени экономии пространства.
Кровати в домике расположены не совсем так, как это принято в чумах: там они стоят изголовьем к стене, чтобы ноги находились у очага, здесь же из-за ограниченности пространства воплотить такое не удалось — Людмиле пришлось расположить спальные места вдоль стен.
Архитектурное образование помогло женщине сильно сэкономить при строительстве. В качестве фундамента решено было установить деревянные столбики, обкатанные рубероидом. Это сильно сократило стоимость работ и время на их выполнение. Кроме того, Людмила получила возможность в любой момент перенести домик в другое место.
Стены в чуме представляют собой щитовой каркас с заполнением минплитой. В качестве стоек были использованы бревна высотой в один метр. Четырехметровая крыша, вероятно, уже могла бы сгнить, если бы не «косяк» плотника Васи. Когда мастер устанавливал кровельное покрытие — мелкоштучный «Катепал», — он решил не снимать пленку с нижней части материала. Теперь кровля все-таки вентилируется — сквозь не склеенную плитку.
Примечательно, что в домике только одно маленькое окошко, зато две двери. Ранней весной Людмила пользуется входом с южной стороны, а летом, в жару — с северной. Отсутствие окон — обдуманное решение Людмилы: так она обезопасила себя от воров, которые часто орудуют на дачах.
На обустройство интерьера денег у Людмилы не хватило, но постепенно дом обзаводится все новыми и новыми элементами декора вроде искривленного стакана, который идеально становится на полочку у наклонной стены.
Конечно, скопилось здесь и немало хлама, как это часто случается. Правда, его женщина старается периодически вычищать или как минимум прятать в специальных тайниках, о расположении которых мы, правда, рассказать не можем.
Многое в доме сделано руками Людмилы. Недавно женщина сама построила здесь забор, который придает чуму аутентичности. В скором времени она планирует украсить его скворечниками.
Стены в чуме оклеены виниловыми обоями, которые претерпели неудачную попытку покраски. Выбеленной вагонкой обшиты на высоту дверей три плоскости чума.
Еще десять лет назад в кооперативе «Новые хутора» практически не было домов, и у чума было только двое соседей, которых, наверное, можно назвать чумовыми. Свет в поселок провели только в прошлом году, поэтому на стенах чума до сих пор висят керосиновые лампы, а в бутылках стоят недогоревшие свечи.