Другим способ маскировки стали макеты. Танки стоят в одном месте под копнами сена, а их макеты из фанеры, досок, и даже камней (так на Окинаве поступали японцы) в другом. В Германии в годы ВОВ выпустили даже пособие, как делать танки из снега, поскольку в России его много. И все это было бы очень хорошо, если бы не одно большое «но». Такой маскарад не защищал обычно сам танк. То есть защищал, но лишь в какой-то мере. Куда интереснее было бы сделать так, чтобы, ну скажем, реальный боевой танк выглядел бы как… городской автобус. Противник бы ничего не заметил, подошел к нему совсем близко, а тот – ба-бах, и противника как не бывало, одни дымящиеся обломки.
Резиновый надувной танк – это, конечно, очень здорово.
И надо сказать, что такая мысль пришла в голову людям сразу же после Первой мировой войны. Посмотрим вот на это фото. На нем гусеничный транспортер возит туристов по горам. Все очень цивильно и невинно. Мы видим склоны горы Мон д'Арбуа в коммуне Межев, во Франции. Все довольны и улыбаются, однако на самом деле здесь засняты испытания секретной бронетанковой техники!
В данном случае испытывается шасси. А все остальное – только для вида!
На некоторых фотоснимках мы видим и генерала Жана Батиста Эжена Этьена, ну да, того самого, которого его соотечественники называли «Père des Chars» (Папа танков). Он много чего интересного тогда предложил, а в 1919 году уже выпустил монографию «Изучение миссии танков в полевых условиях», где обобщил опыт их применения на поле боя, то есть даром времени не терял и работал очень даже интенсивно. Среди множества выдвинутых им идей были идеи и относительно маскировки танков, и одну из них он как раз и проверил в Альпах, замаскировав танковые шасси под альпийские транспортеры для развлекательных прогулок, чтобы скрыть данную разработку от потенциального противника.
Крутизна, преодолеваемая этим шасси, очень приличная.
А здесь уже мы видим самый настоящий тест.
Теперь вопрос: представьте, что вокруг вас пустыня. Через нее идет дорога, а по ней на фронт идут ваши грузовики с горючим, боеприпасами и… танки. И вот над вами появляется самолет-разведчик противника. Какие последствия вас после этого ожидают, ведь в пустыне укрыться негде? Понятно, что можно вызвать авиацию прикрытия. Но ведь рано или поздно она улетит и что тогда?
Английские грузовики идут через Ливийскую пустыню под прикрытием самолетов «Лизандер».
Что ж, если мер не принять или если они будут недостаточными, то последствия будут такими, как на этом фото.
Английские танки в Тунисе на дороге после налета германской авиации, 1943 год.
Ну, а если через пустыню выдвигаются к полю боя танки? Ведь они и подавно будут видны, словно на ладони, и сверху можно будет и бомбить, и обстреливать. Эх, замаскировать бы их под что-нибудь не столь важное, такое, на что бомбу можно и пожалеть, чтобы потом сбросить ее именно на танки, ведь бомбы… они тоже денег стоят, и запасы их далеко не безграничны!
Что ж, если подумать, да проявить смекалку, то… спрятать можно все, что угодно. Например, сделать так, как сделали англичане в Индии – замаскировать бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II под… слонов! Слоны, мол, идут, и нечего тут высматривать! И правильно, когда всюду ходят слоны, то глаз какие-то мелочи в их движении уже не различает. Тут слоны и там «слоны». Такова уж особенность человеческого восприятия. Правда, двигаться такие «слоны» должны будут медленно. Но… ведь это только при появлении воздушных разведчиков противника, а едва те улетят, как скорость «слонов» можно и увеличить!
Английские танки «Матильда» в районе крепости Тобрук, 1941 год.
Можно поступить и по-другому. Захватить танки противника и двинуть их на врага! Понятно, что на них должны быть нанесены опознавательные знаки своих собственных вооруженных сил. Но… знаки эти относительно невелики, а люди обычно смотрят на объект в целом, а не на его отдельные детали.
Английские бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II, замаскированные под слонов!
Итальянские танки М13/37 с опознавательными знаками австралийцев.
Английский танк «Матильда» с немецкими крестами. Северная Африка, 1942 г.