Конечно, успех двух "Братьев" кто-то объяснит рациональными причинами - точным расчетом его создателей, режиссера Алексея Балабанова и продюсера Сергея Сельянова. Но о точном расчете можно говорить только в случае с "Братом-2". Успех первого "Брата" во многом объясним тем, что широкие массы не захотели увидеть в фильме то, что вкладывали в него создатели, зато усмотрели кое-что свое, более понятное и родное. Люди увидели своего парня, ведь Данила - не супермен. Он - наш, свой в доску. Вот только спуску никому не даст
До 1997 года Алексей Балабанов считался классическим "режиссером для избранных". Его фильмы видели редкие зрители. "Брат" сделал его самым известным в народе режиссером поколения 90-х. Люди расценили Данилу Багрова не просто как героя нашего времени, а как Героя с большой буквы - нашенского, своего.
А ведь действительно, Данилу Багрова можно сравнивать с Лермонтовским Печёриным или Пушкинским Онегиным. Помните в школе мы изучали термин "лишние люди"? Ведь персонаж фильма трагичен. Трагически инфантилен и одинок, отчаянно пытающийся найти хоть какую-то опору в жизни и какой-то смысл. Он пытается ухватиться за все встречное-поперечное потому что интуитивно ищет в жизни опоры, пытается определить круг своих. Данила по сути обычный хороший парень, который попал в поганую жизненную и временную ситуацию.
Фильм "Брат" никакой не националистический. В фильме фразы, которые произносит Данила - характеристика противоречивости героя, у которого нет никакой идеологии, а в голове каша, но часть публики приняла эти фразы за близкие сердцу актуальные лозунги, а Данилу Багрова - не за потерянного человека, а за долгожданного лидера нации, мстителя, образец для подражания, этакого Робин Гуда по отношению к захватчикам-инородцам (хотя он скорее Иван-дурак, вдруг ставший Робин Гудом). И это уже Балабанов и Сельянов на полную катушку использовали когда создавали коммерческий сиквел "Брат-2". Они осознанно сотворили из Данилы Багрова Народного Героя, Русского Мстителя, не устояв перед искушением погнаться за популярностью и кассой.
А ещё, одну из главных составляющих успеха играет Сергей Бодров. Сыграй Данилу кто-то другой, причем с гораздо более подходящей главному герою неинтеллектуальной внешностью, оба фильма не стали бы культовыми. Провалились бы в поток многочисленных похожих фильмов и сериалов про бандитов, ментов и народных мстителей. Главная сила фильма - именно Бодров с его обаянием и воистину иррациональным воздействием на аудиторию
Ну а вот что об этом думает Виктор Сухоруков: "В чем популярность фильма? Вопрос этот давно висит в воздухе. Я сам — участник этой истории говорю: феномен! Не знаю, почему уже новое поколение зрителей его помнит. Взрослые люди ко мне подходят и их дети — сфотографироваться с братом Витькой Багровым. Я не знаю тайны вот этой популярности и, как ни странно, любви к этой картине. Не знаю. Сказка, потому что это — сказка! Вот как ни ругали нас, не обвиняли в шовинизме, антиамериканизме, антиукраинизме — в чем угодно, мне кажется — это просто сказка, в которой каждый по отдельности из нас что-то находит для себя: важное, нужное, опасное и полезное"