» » Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

В конце осени стену одного из московских домов украсило масштабное изображение имперских штурмовиков из «Звездных войн», однако, недавно его не стало. Стену попросту закрасили. Кого-то это возмутило, кого-то нет, но именно об ограниченной жизни предметов уличного искусства, речь пойдет далее.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

Дворники с краской вообще часто что-то закрашивают в Москве. Они как пилоты фашистских бомбардировщиков, каждое утро выходят на задание, чтобы стереть с лица города культурные следы его жителей. Дворники закрашивают не только граффити, они закрашивают гранит на памятниках архитектуры, они закрашивают окна домов, заборы, и многое другое (я писал об этом здесь и здесь). Иногда из окна своего бомбардировщика дворник видит что-то особенно прекрасное и отказывается выполнять приказ. Через много лет его дети будут рассказывать журналистам истории, как их папа увидел на одной из стен работу Паши 183 и несмотря на задание сохранил ее.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

Работы уличных художников уничтожают по всему миру. Иногда это делают городские власти. В Великобритании по этому поводу уже много лет идут споры. Закрашивать работы легендарного Бэнкси это вандализм? Или сами работы Бэнкси вандализм? Несколько лет назад был случай, когда мэрия города Клактон-он-Си распорядилась закрасить одну из работ Бэнкси, обличающую иммиграционную политику Британии. После скандала им пришлось извиняться перед общественностью. Несколько работ, которые сохранились, закрыли пластиком.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

Я не вижу ничего плохого в том, что работы уличных художников закрашивают. Более того, уничтожение работы является не менее важным этапом в ее жизни, чем создание. Весь смысл уличного искусства в том, что работа исчезает также неожиданно, как и появляется. И дворник с краской в уличном искусстве всегда будет соавтором уличного художника. Переживать за утраченный стрит-арт это все равно, что переживать из-за растаявшей ледяной скульптуры.

Когда художник рисует на стене дома свой очередной шедевр, он не знает, сколько работа будет существовать. Может быть несколько часов, а может быть несколько лет. Это совершенно нормальный процесс. Он и придает ценность работам. В Лондоне, где, наверное, самая большая в мире концентрация уличного искусства, стены некоторых домов перекрашивают чуть ли не раз месяц. Не городские власти, а сами уличные художники. На месте одного шедевра, появляется другой, а вскоре и его закрасят. Новичок своими кривыми лапами может закрасить работу художника с мировым именем, которая стоит сотни тысяч фунтов и будет прав.

Вот, например, история трансформаций одной стены в Лондоне:

Сначала тут был "Хэппи-Мил" от итальянца NemO's. Его работы сложно спутать с другими.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

Потом стало что-то антивоенное. По-моему, NemO's был круче, это что-то беззубое и попсовое.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

В 2014-м было так, это снова Borondo. Название работы – "Cheese" – можно перевести как "Улыбочку!"
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

В феврале 2015 года:
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

В августе 2015 года:
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

Иногда стена вообще становится полем битвы между двумя художниками, как это было с Бэнкси и Роббо.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

За что стоит действительно переживать, так это то, что городские власти запустить свои лапы в тему уличного искусства и попытаться его контролировать. Изначально нелегальное, остросоциальное, неожиданное, оно превращается в муниципальное говно. Мэрия раздает каким-то криволапым патриотам стены домов, мэрия считает, что в праве решать, что нужно рисовать, а что что нет. Министерство культуры во главе с Мединским своими липкими лапками пытается приручить уличное искусство, чтобы сделать его рупором пропаганды.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства

Вот это проблема, вот за это надо переживать. А за настоящее уличное искусство, которого в России настолько мало, что каждую работу хочется в музей отправить, переживать не надо. Оно и без ваших переживаний вас переживет.
Ограниченная жизнь предметов уличного искусства
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Закрыть