Далее текст автора:
Каждый из нас, кто хотя бы раз прилетал в Москву на самолете, после прохождения паспортного контроля и получения багажа слышал такие фразы: «Такси не нужно? Недорого», «Такси до центра недорого» или «Машинка не нужна до города? Вместительная, недорого».
Чаще всего такое можно услышать от мужчин с папками, на которых прикреплена бумажка, иногда даже ламинированная, с надписью Taxi. Отказавшись от «выгодного» предложения таксиста, вы идете дальше, чтобы сесть в автобус или аэроэкспресс. Но по пути вас будет сопровождать целая вереница назойливых дядек, пытающихся утащить в свой автомобиль и «недорого», «комфортно» отвезти в город. Приятного, согласитесь, мало, учитывая, что такая поездка обойдется вам в два, если не в три, раза дороже, чем на официальном такси.
Для того чтобы разобраться, с чем связано такое бескультурье и непрофессионализм со стороны таксистов, администраций аэропортов и местных властей, я решил изнутри изучить рынок таксомоторных перевозок в аэропортах и попробовал устроиться на работу таксистом.
Первым в списке моих «жертв» значился «Домодедово»: по личным ощущениям, здесь ситуация с назойливыми таксистами, «встречающими» пассажиров, наиболее плачевная.
Подъезжая к аэропорту, я заметил, что в непосредственной близости от шлагбаумов дежурит несколько эвакуаторов с символикой компании, обслуживающей воздушную гавань. Один из них «разгонял» замешкавшихся после выезда водителей, в том числе таксистов. На ведущем к «Домодедово» шоссе вообще нет неправильно припаркованных автомобилей, мешающих движению. Администрация за этим строго следит.
Сразу же за шлагбаумами - вереница машин такси всевозможных компаний. Очевидно, что это официальные такси. Они скапливаются на специально отведенной для них полосе, ожидая клиентов, не мешая проезду других автомобилей. Здесь все понятно. Таксисты получают заказы через приложение или от диспетчера по телефону и забирают пассажиров.
Официальные такси не представляют для нас интереса, так как не создают дискомфорта окружающим. Однако несколько раз я наблюдал ситуацию, как окрашенные в желтый цвет автомобили такси останавливались в неположенном месте. Другим водителям приходилось их объезжать.
Припарковав машину, я стал искать своих потенциальных работодателей.
«Здарова, мужики!», - обращаюсь я к двоим таксистам, дежурящим на парковке около зала прилета международных линий. «Здарова», - не без интереса отвечают они. «Тут такое дело. Я работу потерял недавно - возил стройматериалы там для одной фирмы, а она развалилась», - начинаю объяснять я.
«Работать, что ли, хочешь?», - перебивает меня один из собеседников в кожаной коричневой куртке, ожидающий своего клиента около побитой KIA с «шашечками» на крыше. «Да, но у меня нет лицензии и всех необходимых документов», - посетовал я. «Лицензия нужна. Ладно, сейчас позвоню», - сказал таксист и принялся набирать номер телефона. «Тут парень подошел. Работать хочет», - начал разговор мой будущий коллега. Он спросил, какая у меня машина и знаю ли я, где стоят «посадчики».
Где стоят «посадчики» и более того, кто это такие, я не знал. «Ну, которые с папками стоят на прилете. Зазывают. К ним подойди. Они тебе все объяснят», - пообещал таксист
Получив напутствие от будущих коллег, я отправился в зал прилета международных линий и стал искать «посадчиков».
Первый же мужчина с папкой в ответ на вопрос о том, как мне устроиться работать таксистом, показал, где находится нужный мне человек. Им оказался мужчина средних лет, представившийся Саней. Он спросил, какая у меня машина и, даже не поинтересовавшись, есть ли у меня лицензия на работу или хотя бы водительское удостоверение, сказал: «Ну, вон вставай в очередь с другими машинами, на парковку».
Я решил уточнить, нужна ли лицензия или какое-нибудь разрешение от руководства аэропорта. «Да никакой лицензии не надо. 5500 в месяц платишь и всё. 3000 – за парковку, 2500 – за карточку. «Шашки» есть?», - спросил Саня. «Шашек» у меня не оказалось, но именно их наличие на моем автомобиле, а не лицензии или водительского удостоверения, интересовало моего будущего начальника больше всего.
«Шашки» надо, конечно. Ладно, ты тогда готовь деньги, покупай шашки и подъезжай», - сказал Саня. На вопрос, как же я буду работать без официального разрешения, мужчина просто махнул рукой и улыбнулся. «Карточку же тебе дадут, там все будет указано, больше ничего не надо», - объяснил он, пообещав, что штраф за нелегальный извоз мне не грозит. Оформить какие-либо документы мне не предложили.
Тут же Саня рассказывает и порядок работы. Схема простая.
Все нелегалы, хотя есть среди них и таксисты с лицензией, собираются на специальной парковке с отдельным въездом, расположенной также на территории аэропорта, откуда их по очереди вызывает тот самый «посадчик», когда он находит клиента.
Он и его надоедливые коллеги с папками дежурят в зале прилета международных рейсов и предлагают свои услуги пассажирам. На словах договариваются с прилетевшим о стоимости поездки и по рации вызывают следующего по очереди таксиста на парковке.
Таксист заезжает через основные шлагбаумы на территорию, которая непосредственно прилегает к зданию аэропорта и подъезжает к выходу из зала прилета, сажает клиента в машину и уезжает. При этом, таксист, как правило, сразу же отдает «посадчику» его долю, а свою часть получает непосредственно от клиента.
«Но за то, что я въехал через шлагбаум, мне же придется заплатить?», - возражаю я. «Да не, успеешь за 15 минут же. Они бесплатные. А вообще, наши некоторые «паровозом» ездят. Знаешь как? Пристраиваешься за кем-нибудь и заезжаешь, так же и выезжаешь. Но тебе пока рано, потом научишься», - объяснил Саня
За поездку из аэропорта "Домодедово", например, до южных районов Москвы таксист получает от 900 до 1100 рублей от той суммы, которую платит клиент. «Например, я договорился на 6000 или даже на 10000, а ты получаешь ту сумму, которую я тебе назвал», - пояснил Саня.
За поездку на северо-восток Москвы, как пообещал мужчина, я получу 1600 рублей, в центр 1300 – 1500, в другой аэропорт – 2000 и больше. На деле оказалось, что мне заплатят немного меньше, но об этом позже.
Договорившись о работе, я отправился за деньгами, чтобы купить пресловутые «шашечки» и заплатить необходимый «взнос» в общее нелегкое дело домодедовских таксистов, а по пути заехать в "Шереметьево" и "Внуково", для того чтобы посмотреть, как обстоят дела с работой такси в двух других аэропортах.
Часть 2. В этой серии вы узнаете о том, есть ли нелегальные таксисты в «Шереметьево» и «Внуково», а также, как там устроена система таксомоторных перевозок.
Следующим аэропортом, в который я отправился поработать таксистом, стал «Шереметьево». При подъезде к самому загруженному терминалу аэропорта - терминалу F - бросаются в глаза импровизированные парковки, которые создают таксисты во всевозможных местах. Ожидая клиентов, они ставят свои автомобили на въездах и выездах с заправок, а также на обочине непосредственно перед въездом на территорию терминала, что, с моей точки зрения, негативно сказывается на имидже «Шереметьево» и его внешнем облике.
На парковках около входов в зал прилета свободные места есть, но никакого скопления автомобилей в неположенных для этого местах я не заметил. Перед зданием терминала есть две полосы проезжей части - по одной ездят все автомобили, в том числе и такси, по другой - только таксисты, которые подъезжают и встречают пассажиров.
Войдя в терминал, я сразу же заметил несколько «посадчиков» с бейджами и папками, как в Домодедово, предлагающих свои услуги. Я обратился к ним с тем же вопросом, что и к их коллегам в другом аэропорту. «Нет, у нас все по лицензии работают. Вон там парковка, но без лицензии никак», - пояснил один из «посадчиков», отказавшись при этом объяснять мне, каким образом устроена работа таксистов в «Шереметьево».
Он заверил, что ни в одном терминале «Шереметьево» таксисты не работают без лицензии. Потом я смог убедиться в этом лично, побывав в других терминалах. Однако цены на поездки у таксистов, «встречающих» пассажиров в терминале F также никем не регулируются. Например, за поездку из «Шереметьево» в восточный район Москвы Перово меня попросили заплатить 3000 рублей, можно было сторговаться до 2-2,5 тысяч.
В терминале C, который находится в «Шереметьево-1», я обнаружил образцовую, на мой взгляд, систему работы такси. Таксистов там попросту нет. Возможно, это связано с тем, что в С самый маленький пассажиропоток среди всех терминалов, однако, когда пассажиры только прилетевшего самолета начали выходить из зоны таможенного контроля, таксисты все равно не появились. Не было их и на парковке перед входом в терминал.
Зато в зале прилета я нашел офис таксомоторной компании, где пассажиры могут заказать машину.
Итак, осталось разобраться с ситуацией во «Внуково».
В зоне прилета единственного по-настоящему московского аэропорта, поскольку он с недавних пор расположен непосредственно на территории города, есть два разделенных между собой подъезда – для такси и автомобилей.
На всем протяжении полосы для автомобилей установлены знаки, запрещающие остановку. Таким образом, встречающие не создают помех другим участникам движения. Хотя большинство водителей пренебрегают запрещающими знаками.
Кроме того, я заметил несколько человек с бейджами Taxi, которые «ловили» пассажиров на выходе из терминала. Однако на мой вопрос о том, могу ли я устроиться к ним работать, мне ответили, что для этого нужна лицензия. Так же мне ответили и другие таксисты, работающие во «Внуково».
Так что большое количество именно нелегальных таксистов мне удалось обнаружить только в «Домодедово», однако на подъездах и к «Шереметьево», и к «Внуково» мне попадались автомобили с «шашечками», не окрашенные в желтый цвет. На территории аэропортов их не было. Таксисты, «осаждающие» прилетающих пассажиров и предлагающие заоблачные цены на свои услуги, есть во всех аэропортах, но особенно это бросается в глаза именно в «Домодедово».
Повторюсь, возможно, это связано с тем, что аэропорт перегружен и обслуживает гораздо больше пассажиров, чем «Шереметьево» и «Внуково», но это, согласитесь, не оправдание для руководства аэропорта, которое, очевидно, предпринимает недостаточно мер для того, чтобы исправить ситуацию.