» » История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»

История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»

В этом году фантастический боевик «Вспомнить все» празднует свое 25-летие. В связи с этой памятной датой мы решили рассказать вам о том, как создавался данный фильм, который многие из нас помнят еще с детства.

Предродовые муки

Всё началось в далеком 1974 году, когда никому тогда не известный Рональд Шусетт решил попробовать свои силы в кинематографе и выкупил за целую 1000 долларов права на киноадаптацию рассказа Филипа К. Дика «We Can Remember It for You Wholesale». Однако в одиночку Шуссет не мог превратить данный рассказ в сценарий – и потому он занялся поисками соратника. Вскоре судьба свела его с другим начинающим кинематографистов Дэном О`Бэнноном, который к тому моменту успел поучаствовать в создании «Темной звезды» - по его же собственным словам, лучшей в мире студенческой работе которая в итоге стала худшим в мире профессиональным фильмом.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Как бы то ни было, О`Бэннон и Шусетт быстро нашли общий язык. О`Бэннон стремительно взялся за работу и весьма быстро написал первые 30 страниц сценария, однако затем остановился. Причина была проста: рассказ Дика просто физически был слишком небольшим, чтобы его сюжета хватило для полновесного скрипта. Посовещавшись, друзья решили, что первоисточник послужит основой лишь для первого акта сценария — а во втором акте главный герой отправится на Марс, где и будет происходить основная часть действия.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Этот и следующие рисунки в основном являются концептами художника Рона Миллера, работавшего над проектом в середине 1980-х

Дальнейшая работа над сценарием была прервана звонком режиссера Алехандро Ходоровского – посмотрев «Темную звезду» он настолько впечатлился увиденным, что пригласил О`Бэннона в Париж заниматься спецэффектами и дорабатывать сценарий для его экранизации «Дюны». Однако вскоре триумф обернулся для О`Бэннона катастрофой – после 6 месяцев работы над проектом из-за финансовых сложностей съемки были отменены, и ему пришлось вернуться в США без гроша в кармане. Чтобы в буквальном смысле не ночевать на улице О`Бэннону пришлось попросить Рональда Шусетта на время приютить его.

Единственным выходом из положения для него было написать и продать какой-нибудь сценарий – однако экранизация Дика была слишком сложным и амбициозным проектом, который требовал большого количества времени и имел далеко не 100% шансы не успех. Так что О`Бэннон решил заняться чем-то попроще. Его выбор пал на давний сюжет об астронавтах, севших на неисследованной планете и столкнувшихся там с неизвестной формой жизни…
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Следующие несколько лет прошли для друзей под знаком «Чужого». Это был не самый простой период в их жизни – тот же О`Бэннон вдрызг разругался со всеми причастными к съемочному процессу и затем отстаивал свои права на сценарий на арбитраже Гильдии сценаристов. Но как бы то ни было, «Чужой» стал огромным хитом, который принес своим создателям деньги, а главное известность, что позволило им заниматься более амбициозными проектами.

Вскоре Шусетт заключил сделку с Дисней и начал работать сразу над несколькими фильмами, в числе которых был и «Вспомнить все». Через некоторое время руководство студии потеряло интерес к материалу Дика, но, к счастью для Шусетта, проект попал в поле зрения продюсера Дино Де Лаурентиса, который очень любил заниматься адаптациями популярных литературных произведений и как раз искал перспективный материал для своей недавно созданной компании De Laurentiis Entertainment Group.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Вскоре О`Бэннон завершил работу над первым вариантом своей истории. По его словам, в начальной версии сюжета главный герой по имени Куэйл был секретным агентом, проникавшим в находящуюся на поверхности Марса пирамиду и активировавшую установленную там загадочную машину пришельцев. Машина вначале убивала Куэйла, а затем создавала его синтетическую копию, которая получала способность предвидеть опасность, что фактически делало ее неуязвимой. Потому, правительству приходилось стереть память Куэйла в надежде в будущем использовать его для управления машиной. В финале Куэйл добирался до пирамиды и активировал машину, после чего узнавал правду о себе и всех своих способностях – выяснялось, что машина не просто воссоздала его тело, а воскресила в нем вымершую инопланетную расу своих создателей. Вспомнив все, Куэйл обращался к остальным персонажам истории с репликой «Будет забавно поиграть в Бога».
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Впрочем, уже тогда между Шусеттом и О`Бэннон не было согласия по поводу финала ибо Шусетт хотел более масштабную и драматичную концовку, нежели предложенная О`Бэнноном. Несмотря на все разногласия авторов по поводу финала, Де Лаурентис крайне заинтересовался сценарием и сразу же занялся поиском режиссера и исполнителя главной роли. Некоторое время рассматривались кандидатуры Джеффа Бриджеса и Кристофера Рива, но в итоге на партию протагониста был взят Ричард Дрейфус.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Что же касается режиссера, то на эту должность рассматривалось около полудюжины человек. Интересно, что еще в 1981 году Шусетт после просмотра «Солдат королевы» подумывал о том, чтобы предложить снимать фильм Полу Верхувену. Он даже передал сценарий его агенту, однако вскоре получил отказ – как бы странно это сейчас не звучало, Верхувен не был фанатом научной фантастики и потому его не заинтересовала данная идея.

Но затем появился новый кандидат — канадский режиссер Дэвид Кроненберг, который уже работал вместе с Де Лаурентисом над «Мертвой зоной». Кроненберг, ранее не знакомый с творчеством Дика, заинтересовался концепцией человека, собирающего свою личность по кусочкам утерянных воспоминаний, и вскоре приступил к созданию своего собственного сценария. Интенсивность его работы может иллюстрировать следующий факт: за год своего участия в проекте Кроненберг совместно с Рональдом Шусеттом успел написать двенадцать разных вариантов сценария, в чем им немало помогло наличие компьютера с процессором Xerox 860, значительно ускорившего всю работу.

«Вспомнить все» Дэвида Кроненберга

Действие одного из этой дюжины сценариев Кроненберга начиналось на красной планете, в районе так называемого «марсианского Сфинкса» — комплекса древних руин, оставленных исчезнувшей миллионы лет назад инопланетной цивилизацией.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Пока как упомянуто в сценарии идут вступительные титры, нам показывают, как некий человек в скафандре, устраивает диверсию внутри Сфинкса, затем проходит через расположенный под ним лабиринт из подземных катакомб и выбирается на поверхность. В этот момент звучит сигнал будильника, и мы просыпаемся вместе с главным героем.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Встречайте, Уолтер Куэйл — ничем не примечательный работник центра по обработки информации. Уолтер давно грезит о полете на Марс, но все его мечты разбиваются об отсутствие денег и надоедливую жену по имени Кирстен, которая регулярно пилит мужа напоминаниями о том, какая у него не престижная и низкооплачиваемая работа. Политическая ситуация тоже не способствует туризму, ибо Земля и Марс находятся в состоянии холодной войны которая рискует перерасти в горячую. В настоящее время Землей управляет не отличающееся излишней демократичностью объединенное правительство, созданное на базе ООН. Права и свободы граждан подавляются, а одно только упоминание всемогущей земной спецслужбы EIO способно ввести любого обывателя в состояние, близкое к паническому.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Марс является источником ценного минерала под названием турбиний, лишившись которого земная экономика потерпит крах. Марсианские колонисты давно хотят избавиться от диктата родной планеты и объявить о независимости, но пока их сдерживает колоссальное техническое превосходство землян, разместивших в космосе орбитальные платформы с ядерным оружием.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
По дороге на работу, Куэйл видит рекламу компании «Реколл», занимающейся имплантацией воспоминаний, и решается осуществить свою мечту хотя бы понарошку. Представитель «Реколла» по имени Макклейн подробно рассказывает Куэйлу о процедуре, на все лады расхваливая технологию, а в конце предлагает ему в качестве бонуса воспоминания о пребывании на Марсе в качестве секретного агента. Наш герой раздумывает и… отказывается от последней опции, так как слишком консервативен и осторожен — и потому не хочет иметь дел с EIO даже в фантазиях.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Башня Кохагена

Процедура начинается, и сразу же выясняется, что Куэйл на самом деле бывал на Марсе, где выполнял особо важное задание по проекту «Парадокс», после которого ему стерли память. Макклейн вместе со своими находящимися в шоке подчиненными решает отправить Куэйла домой, а сам удаляют все файлы о своем клиенте, не рискнув при этом снова лезть ему в голову и стирать воспоминания о самом факте визита в «Реколл». Впрочем, это его не спасает, так как через некоторое время появляются агенты EIO и «зачищают» всех свидетелей.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Вскоре и Куэйл сталкивается с двумя агентами, которые угрожают ему оружием и пытаются отвезти в какое-то секретное место — но герой вырывается и убивает обоих. Дома же его пытается застрелить жена, которая оказывается подставной. Выясняется, что их брак длился всего шесть недель, а до стирания памяти Куэйл был одним из самых опытных и опасных агентов EIO. Герой пытается скрыться от идущих по пятам злодеев и снимает номер в отеле, где с ним на связь выходит таинственный человек, который в начале сценария следил за героем. Он рассказывает Куэйлу, что десять недель назад он нанял его, чтобы тот присматривал за ним на Земле и в случае опасности передал некий чемоданчик.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Открыв чемоданчик, Куэйл находит в нем деньги, пару шпионских приспособлений и пленку. Прослушав первое сообщение от самого себя, Куэйл узнаёт, что у него в голове находится жучок. После извлечения устройства через сделанный под ухом разрез, Куэйл слушает оставшуюся часть сообщения. В прошлой жизни Куэйла звали Дагласом Хаусером, и он получил настолько важное задание, что догадался, что по возвращении домой его память, вероятнее всего, сотрут. Поэтому Хаусер предпринял меры, оставив для самого себя след из подсказок, которые ведут на Марс.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Куэйл гримируется под карлика (в сценарии есть ремарка о том, что отец Куэйла был акробатом, и сын перенял многие трюки отца, в частности умение ходить на коленях), успешно проходит контроль в космопорту и отправляется на Марс, читая по дороге книжки Яна Флеминга про Джеймса Бонда.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Попав на красную планету, Куэйл отправляется в отель, где раньше останавливался, и находит записку с указанием адреса археолога Мелины, которой он может верить. Куэйл берет такси и отправляется в путь. Марсианское такси называется «рикциклом» и представляет собой гибрид велорикши и судна на воздушной подушке. Управляет им жизнерадостный японец Бенни, который, доставив Куэйла до пункта назначения, доверительно сообщает ему, что за скромную плату может оказать содействие в любом вопросе, начиная от поиска местных достопримечательностей, и заканчивая избавлением от трупов.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Вот так на Марсе избавляются от надоедливых землян

Встретив Мелину, Куэйл рассказывает ей про всё, что с ним произошло. Она всё еще влюблена в героя и потому верит его невероятной истории, соглашаясь помочь. Они проводят ночь вместе, а на утро к ним вламывается мутант с протезом-ножом вместо руки. Куэйлу удается убить незваного гостя, после чего он вспоминает слова Бенни. Таксист соглашается помочь, и герои скидывают тело киллера в марсианскую канализацию, где обитают некие мутанты (в сценарии они названы Ganzi Bull и описаны, как смесь аллигатора и осьминога), любящие полакомиться трупами, которые регулярно отправляют туда не очень законопослушные местные жители.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Концепты Ganzi Bull

Куэйл возвращается в свой отель и там встречает человека, представившегося доктором Эджмайером. Он сообщает, что Куэйл всё еще находится в «Реколле», и происходящее являются частью фантазии, из которой ему нужно выбраться, проглотив таблетку. В качестве доказательства он приглашает в номер Мелину, которая, по его словам, тоже является доктором «Реколла», и в чью задачу входит вывести Куэйла из мира иллюзий. Поразмышляв пару секунд, Куэйл убивает Эджмайера и оказывается совершенно прав, ибо он являлся агентом EIO, а на Мелине всё это время висела бомба, которая активировалась с помощью миниатюрного детонатора, зажатого в руке Эджмайера.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Красная таблетка как символ того, что герой хочет пробудиться от сна и готов принять реальность... Хм, мне кажется или я видел подобное в еще каком-то фильме?

Новые агенты EIO преследуют героев, и они прячутся в марсианских подземельях, где нашли прибежище многие жители, предпочитающие держаться подальше от властей. Пытаясь разобраться в том, что происходит, Куэйл встречается с Квато — богатым азиатским торговцем информацией, который оборудовал под марсианской поверхностью целый дворец. Квато продает Куэйлу пленку с записью экспериментов, проводимых марсианскими военными в районе Сфинкса. Оказывается, где-то внутри его катакомб спрятана древняя инопланетная машина, которая может создавать непробиваемое ничем защитное поле вокруг всей планеты. Если марсианам удастся ее активировать, то тогда они смогут объявить о своей независимости. Проблема лишь в том, что для запуска машины нужен оператор-мутант — но все, кто уже пытался это сделать, практически мгновенно погибали.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Пока Куэйл раздумывает над своими дальнейшими действиями, его снова пытаются убить — в этот раз слуга Квато, который оказывается шпионом землян. По случайности, отравленный напиток выпивает сам Квато, после чего нашим героям снова приходится спасаться бегством. В это же время высокопоставленные правительственные чины на Земле понимают, что не могут больше рисковать и решаются на крайние меры.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»

История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Концепты дворца Квато

Дело в том, что мать Куэйла была мутантом, и сын унаследовал от нее некоторые способности, вроде возможности видеть в будущее на целые три секунды вперед. Пока Куэйл еще не знает о своем даре, но когда вспомнит, то сможет попробовать активировать машину пришельцев. Потому земные власти выдвигает ультиматум марсианскому правительству: если в течение двенадцати часов Куэйл не будет выдан, то земляне скинут на марсианские города три 50-мегатонные бомбы.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Спасаясь от агентов EIO и марсианских властей, беглецы направляются в приход мутантской церкви Христа (на ее распятии он изображен двухголовым), чтобы попросить помощи у давнего друга Мелины — мутанта по имени Кассандро. На его спине находится вторая голова, известная как Оракул, способная проникать в сознание других людей и читать их мысли. После стычки с еще одним земным шпионом, который искусно загримировался под Кассандро, герои, наконец, встречаются с ним. Оракул заглядывает в сознание Куэйла (в раскадровках к этой сцене Оракул должен был «трансформироваться» в некую смесь Сфинкса и светящейся вагины), и тот вспоминает, как проник внутрь Сфинкса и выкрал один из ключевых компонентом машины, без которого она не сможет работать.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»

История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Трансформация Оракула

Остается совсем немного времени до истечения ультиматума землян, и герои решают отправиться к Сфинксу, чтобы восстановить машину, используя в качестве транспорта необычный аппарат, позволяющий им незаметно путешествовать под поверхностью Марса (в сценарии он называется «песчаной субмариной»).
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Попав внутрь Сфинкса, Куэйл находит коробку, где должен находиться спрятанный компонент. Бенни, который тоже оказывается двойным агентом, пытается украсть ее, но Куэйл, который, наконец, вспомнил про свои способности, останавливает предателя. Открыв коробку, Куэйл находит в ней только пленку с еще одним посланием, которое рассказывает, где найти недостающий компонент. К сожалению, концовка записи стерлась, а ракеты уже запущены, и считанные минуты отделяют Марс от ядерной катастрофы. Мелина, прочитав инопланетные иероглифы, рассказывающие о том, что только Избранный может активировать механизм, убеждает Куэйла в том, что он и есть тот самый недостающий компонент.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Куэйл садится в машину, и она создает защитное поле вокруг Марса. Все ядерные ракеты уничтожены, жители Марса ликуют, Мелина говорит, что Куэйл — это обещанный легендой марсианский Мессия, они целуются, и, как гласит последняя строчка сценария, авторы очень надеются на то, что зрители в зале будут аплодировать на этой сцене.

Работа Кроненберга и Шуссета является наглядным примером того, как «Вспомнить все» мог бы оказаться совсем другим по духу и стилю фильмом. Сценарий предполагал пропитанный паранойей триллер с элементами приключений и кучей отсылок к различным произведениям, начиная от шпионских детективов и заканчивая «Касабланкой». В этой версии намного меньше экшна. Практически каждый, кто встречается Куэйлу, не тот, за кого себя выдает. При этом Кроненберг не поскупился на многочисленные подробности, позволяющие лучше представить мир будущего, включая архитектурные стили, моду и даже прически. Например, секретарша из офиса «Реколла» описывалась как женщина с обритой наполовину головой и обнаженными грудями, покрашенными в синий цвет (впрочем, как указано в сценарии цвет был опционален).
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Большой интерес вызывает облик Марса, который во многом является альтернативным тому варианту, что мы увидели в итоговом фильме. Поселения под марсианскими куполами представлены в сценарии в виде восточных городов, состоящих из смеси арабской архитектуры и футуризма. По их улицам ходят арабы с верблюдами (верблюжьи караваны, кстати, путешествуют и по поверхности терраформируемого Марса), всё залито неоновыми огнями рекламы, а глубоко под поверхностью скрыт живущий по своим законам подземный мир. Концепт-арты художника Рона Миллера, работавшего над фильмом вместе с Кроненбергом, позволяют составить некоторое представление о том, как мог выглядеть такой Марс, останься канадский режиссер у руля проекта.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Отдельное чувство ностальгии вызывает то, как в середине 80-х авторы воображали себе различные технологии будущего. К примеру, пресса представлена в виде пластиковой карточки, которую можно вставить в проектор и затем читать на экране газетные статьи.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Марсианский Хиллтон

Вместе с тем удивляет целомудренность некоторых аспектов сценария Кроненберга. В нем вообще нет ругани, многие эпизоды насилия остаются за кадром, а в сценах, где герои голые, прописано, что камера не показывает их наготы. Судя по всему, это было заслугой продюсеров, которые на тот момент хотели снять как можно более легкий и массовый фильм, а не получить еще одного «Бегущего по лезвию».
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Стоит отметить, что это лишь один из вариантов сценария, который сохранился до наших дней и был отсканирован и выложен в сеть. В другой версии после прилета на Марс Куэйл в качестве прикрытия некоторое время работал таксистом. После визита к мутанту Квато, герой узнавал о том, что в прошлой жизни он был диктатором Земли по имени Мондрелл. Однако в финале выяснялось, что все это ложь и на самом деле Мондрелла никогда не существовало: Куэйл был лишь мелким чиновником, игравшим роль диктатора, фактически пешкой в руках хитрого администратора Марса по имени Кохаген, который решил захватить всю власть в Солнечной системе. После финальной схватки в роботизированном туристическом автобусе Куэйл убивал Кохагена, после чего занимал его пост.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Можно, пожалуй, еще долго сравнивать изначальный подход авторов с получившимся в итоге фильмом, но стоит отметить, что у сценария Кроненберга не было двух важных компонентов, которые есть в фильме Пола Верхувена. Речь идет о злодеях и концепции двойной реальности. Злодеи в этом сценарии были крайне обезличены. Да, они могут быть где угодно и маскироваться под кого угодно, но после их появления, герои либо разбираются с ними, либо скрываются от них. Жена Куэйла оставалась на Земле, аналога Рихтера в этой работе не было, плохие же власти представлены в виде нескольких безымянных чиновников, которые принимают решения, играя в бильярд или во время сеанса массажа, не покидая при этом пределов Земли. Верхувен же подарил нам двух крайне колоритных злодеев, которые на равных боролись с героем, и чья гибель подарила зрителям пару классических цитат. К слову сказать, Лен Уайзмен в своем ремейке во многом наступил на те же грабли, решив отдать своей супруге все злодейские функции и убрав персонажа Рихтера.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Что касается концепции двойной реальности, то фильм Верхувена мастерски ее использует. Если у Кроненберга каждый персонаж не тот, за кого себя выдает, но при этом всё происходит на самом деле, то у Верхувена сама реальность происходящего находится под вопросом. Всё показанное на экране реально от начала и до самого конца? Или же всё это плод фантазии героя, и белый свет, что мы видим в конце, означает, что ему уже начали делать лоботомию? В фильме оставлен ряд подсказок, которые позволяют трактовать события фильма как с той, так и с другой позиции, и очень странно, что до прихода Верхувена авторы совсем не пытались более подробно обыграть данную идею.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Впрочем, вполне вероятно, что этому помешали всё более усиливающиеся разногласия Кроненберга с тандемом Шусетта и Де Лаурентиса, которые в итоге и привели к уходу канадца из проекта. Во-первых, Кроненберг видел в роли Куэйла исключительно Уильяма Херта, что создавало конфликтную ситуацию, так как на эту роль уже был утвержден Ричард Дрейфус. Дрейфус, кстати, активно участвовал в проекте и постоянно вносил предложения по поводу того, чтобы сделать Куэйла как можно менее похожим на героя боевиков, и как можно более похожим на обычного парня.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Во-вторых, создатели никак не могли определиться с тем, как следует закончить фильм — Шусетт и Де Лаурентис хотели легкий финал с прицелом на сиквелы, О`Бэннон и Кроненберг настаивали на более мрачной и экзистенциональной концовке. И в-третьих, далеко не все идеи Кроненберга приходились по душе продюсерам — например, предлагаемая им концепция того, что земные агенты прятали оружие внутри своих тел.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
В конце концов, между Рональдом Шусеттом и Кроненбергом состоялся разговор, в ходе которого Шусетт объяснил Кроненбергу, что его идеи слишком похожи на творчество Дика, в то время как ему нужно что-то в духе «Индианы Джонса» на Марсе. Позже Кроненберг заметил, что если бы подобный обмен мнениями состоялся в тот момент, когда его только пригласили, он бы сэкономил себе год времени.

Между Кроненбергом и Верхувеном

В итоге Кроненберг объявил Де Лаурентису о том, что фильм для него мертв, и занялся съемками «Мухи». Вскоре из проекта выбыл и Ричард Дрейфус. Тем не менее это не остановило работу над проектом. Примерно в этом промежутке времени был написан еще один сценарий фильма, который ныне стал достоянием публики. Его авторами значатся Рональд Шусетт и Стивен Прессфилд.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Данная версия представляет собой своеобразное переходное звено между наработками Кроненберга и итоговым фильмом, структурно повторяя основные его сюжетные линии. Основные моменты, которые стоит в ней выделить:

Как и версия Кроненберга, сценарий начинался со сна Куйэла, в котором он проникал в марсианский Сфинкс, где находилась инопланетная машина.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
В данной версии впервые появилась концепция «рентгена» на входе в метро. Однако задачей устройства было не поиск тех, кто хочет пронести оружие, а наоборот, поиск тех, кто не вооружен – ибо в будущем законодательство под угрозой штрафа обязывает всех граждан постоянно носить с собой оружие. Вот такой вот футуристический милитаризм в действии.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Также в данной версии впервые появилась идея использование Куэйлом высокотехнологичной маски, благодаря которой он маскировался под женщину.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Была убрана большая часть марсианской экзотики в виде городов в арабском стиле, азиатов, существ из марсианской канализации, рикциклов, вычурного стиля одежды и т.п. Единственным оставшимся в скрипте мутантом был двухголовый Квато.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Сцена с доктором Эджмайером полностью повторяла такой же эпизод из версии Кроненберга. Действие в данном сценарии однозначно происходило в реальности, а не в голове Куэйла.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Имелась небольшая пасхалка для фанатов «Чужого» - выяснялось, что на такси Бенни установлен двигатель производства компании Ютани.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Еще одна забавная деталь – марсианское государство называлось Народная республика Марс. В одной из сцен звучало объявление, в котором в числе прочих наград обещанных за поимку Куэйла значился уик-энд в Ленинградском Диснейлэнде.

После того, как Куэйл вспоминал все, он узнавал, что в прошлой жизни был секретным агентом по имена Хаусер, который получил задание проникнуть внутрь Сфинкса и во время него подвергся воздействию инопланетной машины, став единственным человеком, который мог ею управлять, после чего по приказу главы секретной службы Кохагена ему стерли всю память.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Инопланетная машина в данной версии была предназначена для терраформирования Марса, в скрипте упоминается что некогда пришельцы построили такую же на Земле. План Кохагена заключался в том, чтобы депортировать с Марса всех поселенцев, после чего используя Куэйла активировать машину и сделать из красной планеты курорт, после чего разбогатеть, продавая участки на ней земным богачам. Понятное дело, что в финале Куэйл срывал планы злодеев и активировал машину до выселения с красной планеты ее обитателей, делая Марс обитаемой планетой с голубым небом.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Параллельно с работой над сценарием, продюсеры искали нового режиссера и исполнителя главной роли. Одно время на должность режиссера претендовал Ричард Раш, однако он сошелся с Дино Де Лаурентисом во взглядах насчет концовки: Рашу нравился вариант сценария, в финале которого Марс становился обитаемым, Де Лаурентис же считал что это не сработает и вообще как-то сказал, что был бы не против напрочь выкинуть Марс из сюжета – надо полагать ради экономии бюджета.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
В итоге, контракт с Рашем так и не был подписан. После рассмотрения еще нескольких кандидатур (Де Лаурентис даже умудрился предложить Кроненбергу вернуться в проект) режиссером был назначен Брюс Бирсфорд. Что касается исполнителя главной роли, то эту вакансию занял стремительно набиравший популярность Патрик Суэйзи. После этого Дино Де Лаурентис наконец анонсировал начало съемок в Австралии на 1987 год. По словам участвовавших в производственном процессе лиц, версия Бирсфорда была куда менее серьезной, нежели предыдущие сценарии, и должна была быть выдержана в духе фильмов Стивена Спилберга. Однако незадолго до начала съемок производственная компания Дино Де Лаурентиса обанкротилась. По словам Шусетта, он узнал об этом от Бересфорда, который позвонил ему и сказал: «Фильму конец. Дино обанкротился. Он уволил 80 человек, я вижу в окно, как они демонтируют декорации». Казалась что на этом в истории «Вспомнить все» будет поставлена жирная точка.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Модели марсианской техники времен когда у руля стоял Бирсфорд

Приход Пола Верхувена

Теперь Де Лаурентис искал хоть кого-то, кому можно было бы продать права на экранизацию, чтобы компенсировать хотя бы часть расходов. Тут в игру и вступил Арнольд Шварценеггер. Он уже давно присматривался к «Вспомнить все», но пока права на фильм находились в руках Дино Де Лаурентиса, то ничего не мог предпринять: итальянский продюсер наотрез отказывался даже рассмотреть кандидатуру Шварценеггера и не разрешал ему участвовать в пробах на главную роль – что конечно странно, так как у них уже было, если не ошибаюсь, четыре совместных фильма.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
И вот, узнав про финансовые проблемы итальянского продюсера, Шварценеггер смог уговорить владельца стремительно развивающейся в то время компании Carolco Марио Кассара выкупить права на рассказ за относительно скромные, с учетом уже вложенных ресурсов, три миллиона долларов и под гарантию своего участия в фильме. Справедливости ради стоит отметить, что Шварценеггер подписался на фильм далеко не на общественных началах. В обмен на свое согласие сыграть главную роль, он получал огромный по тем временам десятимиллионный гонорар + 15% от всех кассовых сборов и право вето на кандидатуры режиссера, продюсера, актеров и любые изменения в сценарии.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
В любой другом случае такая концентрация полномочий в руках главной звезды фильма, вероятно, не привела бы создателей ни к чему хорошему. Но стоит помнить, что к тому момент пре-продакшн «Вспомнить все» длился уже тринадцатый год. Фильм поменял пару режиссеров, производственную компанию, несколько исполнителей главной роли, за эти годы было написано свыше сорока (!) различных вариантов сценария — но при этом не было снято ни единого кадра. В сложившейся ситуации только такой подход смог, наконец, сдвинуть проект с мертвой точки.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Получив такие царские полномочия, Шварценеггер, который тогда умел выбирать проекты намного лучше, чем сейчас, принял самое важное и самое правильное решение из тех, что были возможны в той ситуации. Железный Арни уже давно хотел поработать с Полом Верхувеном, и даже рассматривался на роль Алекса Мерфи в «Робокопе» — но еще на стадии эскизов стало понятно, что австрийский дуб в костюме Робокопа будет похож на человечка из рекламы Michelin, а не на киборга, и потому дальше разговоров дело тогда не пошло. «Вспомнить все» в его глазах был именно таким проектом, который мог заинтересовать Верхувена. Во время бизнес-ланча, Арни буквально загнал Верхувена в угол, но добился от него согласия снять фильм.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Несмотря на «Робокопа», нельзя сказать, что за годы работы в Голливуде Верхувен стал большим фанатом научной фантастики. Однако он заинтересовался возможностью сделать своего рода интеллектуальный паззл под маской обычного боевика. Вместе с Верхувеном в проект пришел и сценарист Гэри Голдмен. В то время они вместе работали над проектом экшн-фильм «Воин», который так и не был реализован.

Придя в проект, первое что решил поменять Верхувен – снять фильм так, чтобы все, что говорил доктор Эджмайер могло быть правдой. Потому, Голдману пришлось переработать историю, оставив в ней несколько ключей, намекающих на то, что все показанное на экране может быть фантазией главного героя.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Следующее изменение касалось третьего акта – после обретения Куэйдом (посколько к этому моменту вице-президентов США стал Дэн Куйэл фамилию героя пришлось слегка изменить во избежание ненужных политических ассоциаций) памяти все действие сводилось к достаточно прямолинейном экшну. Голдман захотел добавить в действие некую изюминку, и придумал сюжетную линию о том, что Куэйд был искусственно созданной личностью, созданной Хаусером и Кохагеном чтобы проникнуть в ряды сопротивления. В предыдущих версиях Куэйл и Хаусер были одним и тем же человеком, просто с разными воспоминаниями – теперь же они стали разными личностями. Сам Верхувен сначала отнесся к этой идее слегка скептически, но после того как Голдман рассказал про придуманную им сцену второго видеопослания Хаусера, одобрил ее.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Искусственный Куэйд оказался большим человеком, чем настоящий Хаусер.… Кстати, забавно, но Голдман также был не слишком знаком с творчеством Дика.

Еще одним изменением, которое захотел внести Верхувен, стала расовая принадлежность таксиста-предателя Бенни. В то время в Голливуде особую популярность набирал политкорректный тренд, согласно которому афро-американцы играли лишь положительных персонажей, помогающих герою. Разумеется, Верхувен не смог устоять перед таким искушением, и сделал Бенни черным. Также в сюжет добавились и другие фирменные фишки голландца, вроде зашкаливающего количества насилия, черного юмора и сексуального подтекста.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Когда Верхувен и Голдман представили продюсерам и Арни свою версию сюжета, те заметили, что финалу не хватает некой эмоциональной составляющей для зрителей. Поскольку Верхувен вообще не слишком серьезно относился к подсюжету с освобождением Марса (все его внимание было уделено идее двух реальностей в одном фильме), спасать положение пришлось Голдману, предложившим идею о том, что Кохаген решил задушить восстание, отключив подачу воздуха в купола.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
И вот, спустя всего лишь 15 лет после начала работ над проектом, «Вспомнить все» наконец обрел цельный сюжет, который устраивал большую часть создателей. Вскоре съемочная группа отправилась в Мексику. Верхувен активно использовал архитектурные особенности некоторых зданий мексиканской столицы, показав архитектуру тоталитарного будущего в виде сочетания мощных, буквально нависающих над человеком строений, массивных бетонных стен и больше похожих на бункеры внутренних помещения.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Достаточно скоро практически вся съемочная группа получила пищевое отравление. Больше всего досталось Полу Верхувену: к концу съемок рядом со съемочной площадкой постоянно дежурила скорая, готовая в случае надобности оказаться помощь голландцу. Одним из немногих избежавших сей печальной участи оказался Арни: за три года до этого он слег с отравлением во время съемок в «Хищнике» (он тоже снимался в Мексику), и наученный тем горьким опытом, теперь ел только ту еду, которую ему доставляли ему прямиком из Штатов. Правда хоть Шварценеггер и избежал отравления, ему не удалось избежать нескольких травм: в частности во время съемки драки в отеле, он сломал палец на правой руке. Именно во время этих изнуряющих съемок в Мексике, у Пола Верхувена и Шварценеггера зародилась идея фильма «Крестовый поход».
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
«Вспомнить все» стал одним из последних голливудских блокбастеров, практически все основные эффекты в котором создавались традиционными методами – с помощью миниатюр, грима и аниматроники. За них фильм был удостоен Оскар в категории лучшие визуальные эффекты. Наиболее крупным использование CGI в фильме стала сцена с рентгеном в метро. Всего через год в прокат вышел «Терминатор 2: Судный день» который навсегда изменил индустрию, показав все возможности компьютерной графики.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Легендарный Роб Боттин за работой

Последней проблемой, с которой столкнулись создатели фильма, стала нехватка времени чтобы доделать фильм к дате премьеры. «Вспомнить все» был весьма сложным с технической точки зрения фильмом, и пост-продакшн отнял весьма много времени, в то время как студия вместо того чтобы перенести премьеру вперед, наоборот подвинула ее еще на две недели раньше, на 1 июня 1990 года. 15 июня в прокат выходил «Дик Трейси», который как считалось, станет главным хитом 1990 года (по ётипу прошлогоднего «Бэтмена») и в Carolco весьма боялись конкуренции с ним.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
В результате, монтаж фильма проходил в весьма хаотичных условиях. Свою лепту внесло и MPAA присудившее картине рейтинг X, из-за чего ее пришлось несколько раз перемонтировать, чтобы получить R – особенно большим изменения подверглась сцена в метро, где Куэйд использовал одного из пассажиров в качестве живого щита. Рональд Шусетт и Гэри Голдмен позднее высказывали сожаление о том, что у них не осталось времени организовать хотя бы один тест-просмотр – по их мнению, будь у них неделя в запасе, монтаж фильма можно было бы подкорректировать, чтобы реализовать потенциал картины на все 100%.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Рекламная компания фильма тоже проходила не лучшим образом – Шварценеггер был весьма недоволен трейлером картины, который как он считал не отражал ее дух и масштаб; кроме того предварительные опросы показывали, что большинство традиционных посетителей кинотеатров понятия не имеет что это за фильм и не собиралось на него идти. В результате всего за три за три недели рекламная компания «Вспомнить все» подверглась полной перезагрузке, что здорово помогло картине.
После фильма

Даже если «Вспомнить все» был сделан и не на 100%, это не помешало картине стать большим хитом, намного обойдя того же «Дика Трейси». У Пола Верхувена вышло именно то кино, которое он хотел снять — кровавый и веселый аттракцион, буквально нанизанный на тему фальшивой реальности. Как неоднократно отмечал режиссер, при первом просмотре большинство зрителей воспринимало фильм как очередной боевик со Шварценеггером, и лишь при последующих просмотрах они замечали большое количество подсказок, расставленных на протяжении всего сюжета, которые позволяют воспринимать фильм с совсем другой точки зрения.

История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
В финальном кадре картина уходит в забеление, а не в традиционное затемнение - Верхувен специально вставил этот эффект как намек на возможную лоботомию Куэйда.

Правда сам Кроненберг и некоторые другие изначально участвовавшие в проекте авторы не разделили мнение голландца. Дэн О`Бэннон счел концовку фильма слабой, а Кроненберг вообще назвал весь фильм плохим, в пух и прах раскритиковав режиссуру Верхувена, спецэффекты и Шварценеггера, которые, по его словам, убили всю концепцию и превратили прекрасную идею в бездумный боевик. Снятая в 1986 году «Муха» стала для канадца последним действительно большим проектом, после чего он работал и до сих пор продолжает работать в основном с небольшими фильмами, не рискуя лишний раз связываться с голливудской студийной системой. Интересно, что в конце 1990-х у него был шанс своеобразным образом снова пересечься с творчеством Верхувена, когда его попросили снять сиквел «Основного инстинкта». Но режиссер благоразумно отказался от этого предложения.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Впрочем, думаю, что в своем мнении Кронберг остался в явном меньшинстве. «Вспомнить все» является во многом знаковой картиной, которая вышла на стыке двух кинематографических эпох, вобрав в себя эстетику фильмов 1980-х и масштаб фильмов 1990-х. Звучит конечно банально – но так уже давно не снимают. Картина была сделана в то единственное время, когда она могла появиться на свет – несколькими годами раньше спецэффекты еще не достигли такого уровня чтобы показать на экране все что было необходимо, несколькими годами позже – и фильм вряд ли он бы смог сохранить свой стиль и кровавую безбашенность, а вероятнее всего попросту бы разделил судьбу «Крестового похода».
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
В целом, рассказ о создании «Вспомнить все» больше напоминает одно из имплантированных воспоминаний компаний «Реколл»: картина, которая казалось никогда не будет снята, чудесным образом попала в руки студии которая давала создателям фильмов куда большую творческую свободу, чем ее конкуренты, и звезды которая мечтала поработать с режиссером и была готова на любые уступки, лишь бы фильм состоялся – и в результате все закончилось хэппи-эндом. Жаль лишь, что такие чудеса в Голливуде происходят не так и часто.
История созданий фантастического боевика «Вспомнить все»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Закрыть