Неподалеку от городка Банауэ, на севере филиппинского острова Лусон, находятся рисовые поля в виде террас. Они располагаются широкими ступенями на крутых горных склонах и напоминают гигантскую лестницу, поднимающуюся в небо. Эти террасы повторяют очертания гор и имеют площадь около 22 кв. км.
Чудо света на краю Земли.
Самое невероятное, что эти террасы сделаны более двух тысяч лет назад диким племенем ифугао вручную с помощью примитивных инструментов — скалы долбили молотком и зубилом.
Вода из горных рек подается в террасы с помощью сложной и разветвленной оросительной сети. В любой момент отдельную террасу можно заполнить до краев или полностью осушить.
За последние две тысячи лет здесь мало что изменилось.
По крайней мере в технологии обработки риса точно.
Филиппинцы очень гордятся этой достопримечательностью, террасы даже изображены на купюре 1000 песо.
Внизу террас расположена деревушка Батад. Электричество сюда провели совсем недавно, а всего несколько десятилетий назад местные жители ходили в набедренных повязках и придерживались древних традиций. В их ритуалах имел место даже каннибализм. В 1960-е годы американцы загнали дикарей ифугао в церкви, и сейчас все крестьяне — христиане.
С 1995 года эти уникальные ландшафты, созданные человеком, взяты под охрану ЮНЕСКО.
Пейзажи здесь захватывают дух.
Рис сажают в декабре-январе, а урожай собирают в июне-июле.
Все остальное время в террасах выращивают мелкую рыбу, которая дополняет рацион ифугао.
Выращивание риса — очень трудоемкий и сложный процесс. Сперва на отдельных грядках выращивают рассаду.
В террасах перемешивают ногами воду с землей, чтобы получилось однородное грязное месиво, в которое затем вручную высаживают кустики рисовой рассады. Никакой механизации труда, на ногах и руках людей нет даже перчаток и обуви.
Во время созревания риса нужно поддерживать определенный уровень воды.
После сбора урожая рис долго просушивают, а потом вручную шелушат.
Вокруг террас до горизонта простираются непроходимые джунгли с красивыми реками и высокими водопадами. Местные ландшафты напомнили мне локации игры Crysis, сюжет которой проходит примерно в этом регионе планеты.
К расположенному неподалеку городку Банауэ строится дорога. В скалах рубится полка, кладется арматура, заливается бетон, сверху — асфальт. По краям дороги сделаны канавки для сточных вод, вместо отбойников — толстый каменный забор. Скоро рис начнут вывозить на транспорте по нормальной дороге, а не на плечах по лесным тропам.
Строители прячутся от дождя в трубах. Эти дикари еще не изобрели способ строительства дорог без железобетонной подушки, при котором можно осваивать бюджет каждые три года.
Сам городок Банауэ весьма живописен.
Дома и улицы здесь тоже построены на склонах гор.
Со стороны улицы дома кажутся двух-трехэтажными, а со стороны долины оказывается, что это восьми- или девятиэтажки.
В отличие от Манилы, трициклы здесь имеют полностью закрытую кабину — климат в этой части страны достаточно дождливый.
В этот красивый почтовый ящик производства США мы бросили открытку, которая дошла до Абакана за 30 дней.
Жаль, что в этот день нам не повезло с погодой — непрерывно шел дождь. Промокшие до нитки, мы ехали обратно в Манилу 8 часов в автобусе, в котором невозможно было отключить кондиционер. А залитый фотоаппарат потом глючил несколько дней.