» » Airbus Beluga - воздушный «грузовик»

Airbus Beluga - воздушный «грузовик»

Для транспортировки крупногабаритных грузов по воздуху используют широкофюзеляжный транспортный самолёт Airbus A300-600ST Super Transporter, на борт которого могут поместиться даже другие самолеты. Далее предлагаем взглянуть на сам самолет, а также на процесс его загрузки и разгрузки.

За свой бульбообразный нос этот самолет-гигант получил имя одного из малых северных китов – «Белый кит», или «Белуха» (не путайте с белугой – обитающим на Волге и на Каспии представителем семейства осетровых).
Airbus A-300-600ST Beluga – самолет, который возит самолеты.

“Аэробус” построил 5 таких гигантов на базе широкофюзеляжного А-300 специально для перевозки частей фюзеляжей между своими заводами в Тулузе, Севилье и Гамбурге.

Первый полет новый супер-транспорт совершил осенью 1994, а осенью 1995 получил летный сертификат. С тех пор они без устали трудятся, перевозя различные крупногабаритные и деликатные грузы. За право использовать один из крупнейших в мире самолетов в качестве рекламной площадки велись нешуточные “войны”, но фирма твердо решила – пусть продукция Airbus рекламирует только Airbus.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»Кстати, название “Beluga” изначально не является фирменным – его придумали летчики-испытатели, потому что самолет сильно напоминает добродушную морду кита-белухи, а уже потом принял Airbus.

Жаркий июнь 1995 года. Париж, Ле-Бурже. Десятки тысяч посетителей авиасалона, задрав голову в небо, следят за демонстрационными полетами.

На объявление директора, что к взлету готовится самолет "Белуга", почти никто не обратил внимания - еще не остыли эмоции после предыдущего самолета.

И вот когда самолет взлетел, толпа не смогла сдерживать возгласов изумления, смешанного с восторгом.

Горбатое чудовище, казавшееся таким неуклюжем на земле, легко и изящно взлетело, элегантно помахало крыльями и уверенно приземлилось. Шквал аплодисментов перекрыл шум двигателей.

Да, ни у кого не было ни малейшего сомнения - "Белуга" одна из бесспорных звезд салона.

Казалось бы, ну чем еще можно удивить в конструкции гражданского самолета? Все тот же конструктивный набор: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и двигатели. Все новые "Боинги" и "МакДоннелы Дугласы", "Фоккеры" и "Аэробусы" в чем-то очень похожи на своих предшественников, а зачастую и друг на друга. Иной раз сразу и не поймешь, кто мимо пролетел-то ли наш Ту-204, то ли его двойник Боинг-757.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»

"Белуга" не похожа ни на что, даже на своих предшественников "Супер Гуппи". Задачи лишь остались прежними, а возможности в новую машину вложили неизмеримо больше. Но мы немного забежали вперед.

С 1971 года все основные конструкционные компоненты аэробусов - секции фюзеляжа, крылья, горизонтальное и вертикальное оперения доставлялись по воздуху от основных субподрядчиков "Эрбас Индастри" в Тулузу на окончательную сборку(а с 1992 года - и в Гамбург)

Эту эффективную операцию "джаст-интайм" осуществлял флот из четырех самолетов "Супер Гуппи", о которых рассказано в предыдущей главе.

К 1991 году интенсивность "внутрезаводских" перевозок была такова, что "Гуппи" налетывали по 1 900 000 км ежегодно.

Надо ли говорить, что к началу 90-х годов эти машины подошли к практическому окончанию своей летной жизни - летный ресурс планеров был почти полностью исчерпан (двигателей тем более)

Новых "Супер Гуппи" уже невозможно было собрать, да и оставшиеся уже не соответствовали все возрастающим потребностям в перевозках.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»

Конструкторы "Эрбас Индастри" пришли к однозначному выводу: необходимо создавать новый самолет, в который следует заложить три основных параметра - скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции. Последнее, кстати сказать, на "Супер Гуппи" проводилось за 120 минут. Этот показатель необходимо было сократить вдвое.

После тщательного изучения мирового парка грузовых самолетов (в частности, Ан-124-100 "Руслан", Боинг-747, "Геркулес", "Белфаст") конструкторский отдел консорциума в 1990 году приступил к разработке собственного грузового самолета-гиганта.

За основу была взята конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя широкофюзеляжного аэробуса А-300-600. Программа получила наименование А-300-600ST (Спешиал Транспорт).
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»

Под эту программу было создано, так называемое, "Объединение экономических интересов" - международная компания специального авиатранспорта - SATIK. Она была основана 20 октября и зарегистрирована 26 декабря 1991 года.

Основной задачей SATIK является руководство и координация всей программы ST и, в частности, разработка, производство, выпуск и послепродажное обслуживание самолетов этого типа.

(Что-то подобное этой компании было создано и в России - фирма "Авиаспецтранс", имела в своем распоряжении пару самолетов ВМ-Т "Атлант - прим. авт.)

SATIC была наделена весьма широкими полномочиями, в частности, ей дано право подписывать субконтракты с заказчиками "Эрбас Индастри" на транспортные перевозки.

Еще на стадии эскизного проектирования, самолет получил прозвище "Белуга". Всмотритесь в боковую проекцию - пожалуй, ни на каком другом самолете его прозвище не соответствует так точно его внешнему виду.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»
Богатый опыт "Эрбас Индастри" позволил создать один из самых замечательных самолетов мира.

Объем грузовой кабины доведен до 1400 м3 , а максимальная длина перевозимого груза может составлять без малого 40 метров. А максимальный диаметр (7,4м) и грузоподъемность в 40 тонн увеличивает возможности "Белуги" в сравнении с "Супер Гуппи". Да к тому же скорость возросла почти вдвое.

На новом самолете отказались от фюзеляжа "на застежках". Грузовую дверь сделали двухстворчатой и на одном уровне с полом. Кабину пилотов и всю носовую часть пришлось несколько опустить вниз, чтобы не мешать погрузке и выгрузке. Полуавтоматическая система погрузки позволяет провести все операции с массивными и крупногабаритными грузами всего за 45 минут.

Помимо основной грузовой кабины на "Белуге" имеется грузовой отсек, в который можно загрузить стандартные авиационные контейнеры
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»
Конечно, от прародителя А-300-600 новая машина сильно отличается, хотя и состоит на 80% из частей пассажирского аэробуса.

Естественно, значительной переделке был подвергнут фюзеляж, вследствие чего самолет и получил свою официальную "кличку".

Изменилось и хвостовое оперение - оно стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.

С появлением "Белуги" как гражданские, так и военные перевозчики получили прекрасную возможность доставки негабаритных и крупнотоннажных грузов по воздуху. К российскому АН-124-100 "Руслану" и американскому С-5 "Гэлакси" присоединился отличный партнер.

Кабина пилотов полностью идентична кабине на А-300-600. Носовая секция оборудована всем необходимым для работы экипажа в полете и на земле: здесь есть спальная каюта, установлены два дополнительные кресла для сопровождающих, небольшая кухня и туалет.

Внешний уровень шума соответствует нормам ИКАО параграф 16, глава 3, что позволяет эксплуатировать самолет в большинстве аэропортов мира.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»С двигателем для "Белуги" тоже особых проблем не было - остановились на хорошо опробованном CF6-80C-2 фирмы "Дженерал Электрик". Взлетная мощность двигателя составляет 262kN.

Почему остановили выбор именно на этом двигателе, хотя были и другие варианты, в частности, PW-4000 фирмы "Прэтт энд Уитни"?

Доводы в пользу CF6-80C-2 были более чем убедительны, судите сами.

Парк аэробусов А-300 и А-310 на 70% оснащен именно этими двигателями, значит с его эксплуатацией не будет никаких проблем. Он легок в обслуживании, имеет выдающиеся характеристики. За 10 лет эксплуатации CF6-80C-2 "налетал" почти 20 000 000 летных часов или 400 000 часов ежемесячно.

Необходимо также упомянуть, что свыше 700 самолетов нового поколения типа А-300 и А-310, Боинг-747-400 и Боинг-767-300, МД-11 оснащены именно этими двигателями. Каждые 60 секунд по всему миру взлетает самолет CF-80C-2.

Если посмотреть список заказов на эти самолеты, то невозможно не заметить, что около ста авиакомпаний предпочитают свои самолеты с этими движками.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»Но самое главное преимущество CF-80C-2 в другом. Коэффициент отказа на них составляет всего 0,008%, что означает один отказ или одну поломку на 125 000летных часов! пожалуй, такой надежности нет ни у какого другого двигателя.

Но и это еще не все. Представьте, на двух двигательном самолете неожиданно отказал один двигатель. Так вот, второй должен обеспечить устойчивый полет, согласно требованиям безопасности, не менее часа. У двигателя CF-80C-2 как и его предшественника CF6-80A, это время составляло 180 минут! Это выдающееся достижение в области двигателестроения и своеобразный рекорд CF6-80C-2.

Поэтому французы не долго ломали голову, чем оснастить "Белугу": для выдающегося самолета - выдающийся двигатель!

Распределители роли - кто из субподрядчиков что строит. И началось строительство самолета.

Доставка в Тулузу различных частей для окончательной сборки осуществляется из Честра и Филтона в Англии, Гамбурга и Бремена в Германии, Мадрида в Испании и Сент-Назера во Франции.

Британская фирма "Аэростракчерз" делала для гиганта основную грузовую дверь.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»Немецкая "Дойче Аэроспейс Эрбус" - киль и переднюю часть от киля к форкилю.

Фирма "Дорнье" (тоже, естественно, немецкая) монтировала для "Белуги" гидравлическую систему и делала надстройку между главной грузовой дверью и опущенным носом.

Испанская "КАСА" - монтировала верхнюю цилиндрическую часть фюзеляжа и горизонтальное оперение с шайбами.

Фирма "Эльбе Флюгцойгверке" - верхнюю коническую часть фюзеляжа, секцию 19.1 и форкиль.

Голандская "Фоккер" (уже отделение "Дойче Аэроспейс АГ") монтировала дренажную систему, другие системы и панели пола грузовой кабины.

Что осталось французам? Фирма "Латекер" сделала носовую секцию, "Потельер" - систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Фирма "Фижеак" - систему управления самолетом.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»И наконец фирма "Согерма-Сосеа" (отделение "Аэроспосьяля") осуществляла окончательную сборку, проводила испытания и осуществляла контроль за соблюдением всех стандартов.

Служба доставки сборных частей была налажена настолько четко, что 24-х часовой график ни разу не был нарушен, как, впрочем, и годовой график проектирования, строительства, выкатки, первого полета и испытаний "Белуги".

Программа выпуска четырех самолетов была рассчитана до середины 1998 года. План строительства "Белуги" выглядел так:

Самолет ©1-сентябрь 1995 года;

Самолет ©2-март 1996 года;

Самолет ©3-апрель 1997 года;

Самолет ©4-июнь 1998 года.

11 января 1993 года в Тулузе началась окончательная сборка первого летного экземпляра. В марте 1994 года на собранный самолет установили двигатели и начали доводочные работы.
Airbus Beluga - воздушный «грузовик»30 июня того же года "Белугу" торжественно выкатили из цеха. Еще не окрашенная, поблескивая желтизной дюраля, "Белуга" не оставляла равнодушным даже искушенных и много видавших авиационных специалистов.

И вот настал самый волнующий момент - после необходимого этапа наземных работ, опробования и проверок всех систем, 13 сентября 1994 самолет-гигант поднялся в воздух.

Первый полет любого самолета всегда большое событие, а такого вдвойне. Несомненно, этот уникальный во всех смыслах самолет, находится самом начале своей карьеры, ему еще предстоит перевезти части многих своих собратьев и различных других грузов. Родился самолет - труженик. Чистого неба тебе, "Белуга"!

Летная жизнь "Белуги" определена в 30 лет, при условии, что самолет будет совершать 1200 полетов в год при продолжительности полета 1,75 часов и при минимальном взлетном весе 153 тонны.

Международная кооперация дает свои плоды - всего за 6 лет программа А-300-600ST должна быть выполнена. В этом нет никакого сомнения, так как большая ее часть уже реализована.



По грузоподъемности «Белуха» уступает конкурентам – C-5 Galaxy компании Lockheed Martin или Ан-124 «Руслан» могут поднять в воздух больше 120 тонн груза, что почти втрое превышает возможности Airbus A300–600ST. Зато по габаритам грузового отсека (7,7х7,7х38 м) «Белухе» нет равных – даже исполинская Ан-225 «Мрия» грузоподъемностью 250 тонн способна перевозить грузы габаритами не более чем 43х6,4х4,4 м. A300–600 Super Transport был разработан и построен консорциумом Airbus, объединяющим ведущие аэрокосмические компании четырех стран, в первую очередь для своих собственных задач.

Производство деталей и компонентов самолетов Airbus разбросано по всей Европе – крылья делают на заводах Великобритании, хвостовую часть – в Испании, фюзеляж в Германии, а носовую часть во Франции. Окончательная сборка проводится в Тулузе или Гамбурге, и раньше все эти громоздкие детали доставлялись по земле или на старых Super Guppy – модифицированных версиях Boeing Strato-cruiser.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
Закрыть